Толкования на Лк. 12:58

Свт. Василий Великий

Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу

Кто же этот приставник, знаем из евангельского совета, ибо Господь говорит: Егда бо грядеши с соперником твоим ко князю, на пути даждь делание избыти от него, да не како привлечет тебе к судии, и судия тя предаст слузе, и слуга всадит тя в темницу. Возьми здесь во внимание соперника и путь, потом князя, которому подчинен соперник твой. Путь – это жизнь наша; а соперник – это сила, нам противоборная, преследующая жизнь, изобретающая все способы совратить нас с пути, ведущего к Богу; и князь – это князь мира сего, о котором Господь сказал: ныне грядет князь мира сего и во Мне не обрящет ничесоже (ср.: Ин. 14, 30). Но ничего не обрел в Господе, потому что Он греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его (1 Пет. 2, 22), не обрел в Господе, искушенном по всяческим по подобию, разве греха (ср.: Евр. 4, 15). Когда же обретет в нас многое, привлекши многими путами своих грехов, какими связали мы сами себя, предаст Судии. А Судия, Которому Отец даде суд весь (ср.: Ин. 5, 22), прияв нас, обличенных врагом и местником во многих винах (ср.: Пс. 8, 3), предаст слуге, который приставлен при наказаниях, и он всадит нас в темницу, то есть в место мучения, взыскивая с нас и подвергая нас тяжким бичеваниям за самые малые прегрешения, которые ставили мы ни во что. Посему-то Господь советует, пока мы в пути еще с противником, позаботиться о том, чтобы избавиться от него, то есть делать все, служащее к избавлению от врага, а не дожидаться, когда будем приведены, когда наступит последний час, в который, занявшись нами, произведет исследование князь и, если в жизни нашей найдет много своего, передаст нас Судии, обличая и не позволяя отречений, но напоминая и о месте, где соделали мы грех, потому что он был вместе с нами и содействовал нам в худом, и о том, как производили его и с каким расположением мы грешили. Итак, пока мы властны в делах своих, постараемся избавиться от соперника!

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Феофилакт Болгарский

Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу

См. Толкование на Лк. 12:54

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 58-59 Егда бо грядеши с соперником твоим ко князю, на пути даждь делание избыти от него: да не како привлечет тебе к судии, и судия тя предаст слузе, и слуга всадит тя в темницу: глаголю тебе: не изыдеши оттуду, дондеже и последнюю медницу воздаси

О примирении с ближним у евангел. Луки говорится почти в одних и тех словах, что у Матфея (Мф. 5:25-26). Говорит об этом Господь иносказательно. Во времена Иисуса Христа иудеи находились под властью римлян, и по римским законам, в их стране, при требовании уплаты долга, посредники старались сперва примирить заимодавца с должником. Если не успевали в этом, то заимодавец требовал, чтобы должник шел с ним к судье; в случае несогласия, тащил его туда силою. У судьи уже не было пощады должнику: его сажали в тюрьму и держали до тех пор, пока он сам, или родственники его, не уплачивали долга. Таким образом здесь соперник означает собою оскорбленного; путь к судье – время жизни человека на земле (Иов. 16:22); судья – Бога; служители – Ангелов (Мф. 13:39,49); темница – ад или место вечных мучений грешников (1 Пет. 3:19, Откр. 20:7).

Таким образом слова Спасителя о примирении значат, что мы должны, как можно скорее прекращать происшедшую злобу, вражду и что немиролюбивый и злобный человек достоин ада и будет в нем, если не переменится. Дондеже (пока) и последнюю медницу воздаси (отдашь). Иначе сказать: никогда не отдашь (чит. Мф.18:25, 34), и навсегда останешься в темнице, значит будешь вечно мучиться в аду. Разве только другие отдадут за тебя, т. е. молитва оскорбленного тобою, молитвы Церкви помогут очиститься греху вражды.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу

См. Толкование на Лк. 12:54

Митр. Иларион (Алфеев)

Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу

См. Толкование на Мф. 5:25