Толкования на Лк. 13:33

Блж. Феофилакт Болгарский

а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима

См. Толкование на Лк. 13:31

Прот. Иоанн Бухарев

Обаче подобает Ми днесь и утре и в ближний ити: яко невозможно есть пророку погибнути кроме Иерусалима

Здесь говорит Господь, что Ему нужно еще некоторое время пробыть в Галилее, чтобы проповедовать и при этом творить чудеса, а потом уже Он удалится, и удалится не потому, чтобы боялся Ирода и не видел его хитрости и лукавства, но потому, что скоро предстоит Ему смерть, – и смерть не в другом каком месте, и не от Ирода, а в Иерусалиме: Яко невозможно есть пророку и пр. Здесь слово все употреблено вместо слова многие. Но при этом трактуют и так: «Эти слова могут показаться странными, потому что не все пророки действительно были умерщвлены в Иерусалиме.

Даже Иоанн Креститель, которого Господь называет величайшим из пророков, нашел смерть в другом месте. Этими словами Господь хотел изобразить страсть господствующей партии и развращенной столицы к преследованию свидетелей истины. Здесь все преследования против пророков имели свое точное начало, хотя приводились к концу и в других местах. Сам Иоанн Креститель потерпел смерть не столько от ненависти к Нему Иродиады, сколько от господствующей партии, которая только действовала чрез Иродиаду на царя». (Барс.)

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима

Стих этот очень труден для понимания, потому что неясно, во-первых, какое «хождение» имеет в виду Господь, и, во-вторых, непонятно, какая связь этого «хождения» с тем фактом, что пророки погибали обыкновенно в Иерусалиме. Поэтому некоторые из новейших толкователей считают этот стих неисправным по структуре и предлагают такое чтение: «Мне нужно ходить (т. е. совершать здесь исцеления) сегодня и завтра, но на следующий день Я должен уйти в путешествие дальше, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» (Иог. Вейс). Но нет никакого основания в этом тексте находить мысль о решении Христа уйти из Переи: здесь нет ни выражения «отсюда», ни намека на изменение деятельности Христа. Лучше поэтому толкует это место Б. Вейс: «Конечно, впрочем, Христу нужно продолжать Свой путь дальше, как того хочет Ирод. Но это не зависит нисколько от коварных замыслов Ирода: Христу нужно, как и доселе, переходить с одного места на другое (стих 22) в течение твердо установленного времени. При этом Он не имеет целью избежать опасности, напротив, целью Его путешествия является Иерусалим, потому что Он знает, что, как пророк, Он может и должен умереть только там».

Что касается замечания о погибели всех пророков в Иерусалиме, то это, конечно, гипербола, потому что не все же пророки нашли себе смерть в Иерусалиме (например, Иоанн Креститель был казнен в Махерусе). Слова эти Господь высказал со скорбью по поводу такого отношения Давидовой столицы к посланникам Божиим.

Толковая Библия.