Толкования на Лк. 16:13

Прав. Иоанн Кронштадтский

Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне

Никакой слуга не может служить двум господам. Душа человеческая нераздельна: если она привязана всецело к одному существу, то к другому существу в то же время и в той же мере привязана быть не может.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне

См. Толкование на Лк. 16:10

Прот. Иоанн Бухарев

Никий же раб может двема господинома работати: ибо или единаго возненавидит, а другаго возлюбит: или единаго держится, о друзем же нерадети начнет: не можете Богу работати и мамоне

Это изречение находится и в Евангелии Матфея, и по сему Евангелию сказано оно при другом случае (Мф. 6:24). Вероятно Господь повторил его, и здесь Он заключил им притчу о неверном правителе, чтобы слушатели Его не подумали, что можно совместить и страсть к богатству, и служение Богу. Разумеются два господина с противоположными качествами и требованиями от слуги, которым вместе поэтому нет никакой возможности служить. Под образом этих двух господ разумеется Бог и мамона или богатство (см. в объясн. Лк. 16:9).

Общая мысль сего изречения Христова та, что, при чрезмерной привязанности к богатству и вообще к земному, нельзя хорошо исполнять обязанности к Богу. Напр., кто привязывается к богатству, тот хлопочет только о собирании и хранении его, любит его больше, чем Бога, надеется на него, точно на Бога, забывает об угождении Богу, не употребляет его на помощь нуждающимся; богатые бывают горды и изнежены; богатство дает человеку возможность предаваться всем греховным удовольствиям. Богатство не воспрепятствует спасению в том только случае, когда, пользуясь им, мы будем служить больше Богу, чем ему (- будем верны в малом, в неправедном богатстве, в чужом. Чит. выше Лк. 16:10-12). Пример – Авраам, Иов, царь Давид, Иосиф Аримафейский, Никодим и др. «Не о богатстве упоминай мне, пишет св. Златоуст, а о тех, кои раболепствовали богатству. Иов был богат, но не служил мамоне, обладал богатством, но не служил и не был рабом, а господином его».

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне

См. Толкование на Лк. 16:10