Толкования на Лк. 16:18

Блж. Феофилакт Болгарский

Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует

См. Толкование на Лк. 16:16

Прот. Иоанн Бухарев

Всяк пущаяй жену свою и приводя ину прелюбы деет: и женяйся пущеною от мужа прелюбы творит

Это изречение находится и в Евангелии Матфея и в двух еще местах (Мф. 5:32, 19:9), и в Евангелии Марка (Мк. 10:11). В первом случае у Матфея Господь высказал его в нагорной беседе, а во втором, как и у Марка, по поводу рассуждения о разводе. Закон Моисеев дозволял развод мужа с женою. В Евангелии Матфея и Марка Господь указывает и причину, почему Моисей допустил развод – Он говорит, что Моисей сделал это ко жестокосердию или грубости иудеев (Мф. 19:8; Мк. 10:5), т. е. чтобы жена не подвергалась опасности сделаться жалкою и беззащитною жертвою жестокости и своенравия своего мужа. И у иудеев мужья иногда разводились с женами под самыми пустыми предлогами, и это не считалось нарушением закона Моисеева по букве.

Но Бог, создав первых людей – мужа и жену, соединил их на всю жизнь (Мф. 19:5, 6). Посему Иисус Христос и говорит, что можно разводиться с женою единственно только по вине прелюбодеяния (Мф. 5:32), так как эта вина сама по себе уже расторгает священный брачный союз мужа и жены; кто же разводится по другим причинам, тот делает прелюбодейцею свою жену, т. е. дает ей повод от живого мужа грешить с другим, как равно и сам прелюбодействует тот, кто разведется с женою своею и женится па другой прелюбодействует даже и тот, кто женится на разведенной жене, потому что, если бы никто не взял ее, то она, как поясняют св. Златоуст и блаж. Феофилакт, быть может, возвратилась бы к прежнему мужу – покорилась бы ему, примирилась бы с ним.

Указанное изречение Господа о разводе, по Евангелию св. Луки, повторено Им вследствие глумления фарисеев над учением Его (Лк. 16:14). Объясняя это изречение, еписк. Михаил толкует: «не имеет ли оно тут целию обличить порок, т. е. развод, особенно свойственный фарисеям и особенно нетерпимый именно в них, мнимострогих исполнителях закона; так как Господь обличал в фарисеях вообще то, что имело в них для народа обманчивую и привлекательную личину, а на самом деле было мерзость в очах Божиих (Лк. 16:15)? «Или – прибавляет еписк. Михаил – сие приводит Господь в пример того, что Он не разрушает закона Своим учением, но только пополняет его в высшем смысле» (Феоф.). В указанных словах о разводе Господь повторил Свое учение о браке, высказанное им между другими основными законами Его Церкви в нагорной проповеди (Мф. 5:31, 32), т. е. Он возстановляет первоначальный закон брака, который и должен быть законом в Его новом царстве.

– Пусть обратят внимание на слова Христовы о разводе те из наших современных мужей и жен, которые весьма часто из-за самых пустых причин расходятся друг с другом, иногда даже, живши по нескольку лет в брачном союзе и наживши немало детей, – расходятся с законными женами, мужьями и незаконно сходятся и живут с другими!.. «Как же жить с такими мужьями и женами, с которыми весьма трудно, даже невозможно жить?» спросят. Как жить? Терпеть друг друга, снисходить, уступать друг другу, особенно слабым существам – женам, влиять на исправление худой стороны и смотреть на неудачный брак, как на крест, ниспосланный от Бога. Так и было встарину у нас на благочестивой Руси.

– По Евангелию Матфея, услышав строгое учение Христово о браке, Апостолы возразили: в таком случае лучше не жениться, т. е. лучше бороться с самим собою, чем со злою женою, соединившись с нею навсегда (Злат.). И Господь ответил на это: Не все вмещают слово сие, но кому дано, т. е. не все могут осуществить слово сие о безбрачии, – не все могут вести жизнь безбрачную, но это особый дар некоторым от Бога.

Как понимать этот дар? «Когда слышишь: кому дано, пишет св. Григорий Богослов, то присовокупляй: дано призываемым и имеющим к тому расположение, – дано достойным; а то, чтобы стать достойными, не только получили они от Отца, но и сами себе дали». Это значит, что вести жизнь безбрачную, уподобляющую человека ангелам и Самому Христу, составляет высокую добродетель; а так как это очень трудно, то тут и нужна особенная Божия помощь – дар Божий: но этот дар или помощь Божия дается не помимо воли самого человека, а вследствие его желания вести жизнь безбрачную и борьбы с самим собою. Потому такая жизнь и составляет подвиг. Почитайте жития святых, особенно подвижников.

– Пусть на указанные слова Христовы относительно брака обратят внимание те из наших глаголемых старообрядцев или раскольников и последователи новейшего лжеучителя графа Толстого и им подобные, которые отвергают брак! Их учение не прямо ли противоречит учению Христову?! Господь, присутствовав на браке в Кане Галилейской, не освятил ли тем брака? Он с любовию благословлял детей (Лк. 18:15; Мк. 10:13). Апостол Христов в своих посланиях брак называет честным и брачное ложе – нескверным (Евр. 13:4). Другой апостол отвергающих брак относит к разряду еретиков (1 Тим. 4:1, 3). И св. Златоуст пишет: «сказал Господь: кому дано, с одной стороны для того, чтобы ты познал, как велик подвиг, а с другой, – чтобы ты не представлял его для себя необходимым».

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует

См. Толкование на Лк. 16:16