Толкования на Лк. 17:3

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Наблюдайте за собою

Христианин должен следить за каждым своим поступком, даже словом и взглядом. Его жизнь влияет на все окружающее. Особенно это относится к священникам, а еще более – епископам Церкви Божией. За каждой мелочью у святителей все зорко следят. Но нужно тут остерегаться лицемерия: чтобы со вне лишь не казаться добрыми и благочестивыми, а внутри быть исполненными лукавства и пороков. У католиков и других еретиков, так же как и у древних еврейских книжников и фарисеев, считается в порядке вещей приемлемым в жизни – лицемерие. Нет спора, что и православные служители Церкви Божией иногда грешат сильно, не меньше латинских ксендзов. Но католики считают лицемерие принципом жизни, без коего нельзя будто бы обойтись, и это якобы нужно для вящей славы Божией.

Как кощунственно они провозглашают о лицемерии! Православные пастыри, согрешив, каются открыто, свидетельствуют, что они поступили плохо… Трудись, христианин, над своею душой: очищай ее многими слезами, при помощи благодати Божией, от грехов, следи за своими делами и мыслями, помни грозные слова Спасителя мира: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят (Лк. 17:1).

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Блж. Феофилакт Болгарский

Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему

См. Толкование на Лк. 17:1

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 3-4 Внемлите себе. Аще согрешит к тебе брат твой, запрети ему: и аще покается, остави ему: и аще седмищи на день согрешит к тебе и седмищи на день обратится, глаголя: каюся: остави ему

Внемлите себе (наблюдайте за собою), т. е. ввиду соблазнов, которые могут подействовать на вас и вовлечь вас в грех. Но так как соблазны могут быть особенно опасны, когда в душе нет всепрощающей любви к ближнему или когда слаба таковая любовь, то и надобно постараться усилить любовь, и она тогда укрепит душу и предохранит от соблазнов. (Мих.) Посему Господь и высказывает, вслед за изречением о соблазнах, изречение о прощении ближнего. Если (аще) согрешит против тебя (к тебе) брат твой, выговори (запрети) ему. Св. Амвросий Медиоланский так рассуждает по поводу сих слов Спасителя: «кроткое обличение действительнее строгого обвинения: первое может возбудить стыд, а последнее поселяет неудовольствие и заставляет виновного скрывать свою вину. Покажи, чтобы обличаемый тобою брат нашел в тебе искреннего друга, а не врага; он скорее согласится последовать советам друга, нежели оставит без отмщения обиду врага. Страх не надолго делает человека осторожным, между тем стыд есть самый лучший наставник в добре. Страх удерживает только на короткое время от пороков и не исправляет порочного, а стыд, напротив, может со временем обратиться в привычку делать добро.

Если (аще) покается, прости (остави) ему, т. е. согрешившему против тебя. У еванг. Матфея изречение о прощении высказано Господом таким образом: однажды во время проповеди Его ап. Петр приступил к Нему и сказал: Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18:21-22), (т. е. прощать постоянно, беспредельное число раз, сколько бы ни согрешил, лишь бы только раскаивался). Число семь, подобно, как и тысяча, в Свящ. Писании употребляется для означения множества (1 Цар. 2:5). – Спросит ли кто: Что значит прощать согрешающего? Это значит – отказаться от всякого отмщения или законного взыскания, предать все, что произошло, полному забвению и питать к раскаявшемуся брату чистые христианские, братские чувства, словом, – действовать в отношении к нему так, как будто тот не оскорблял и не согрешал (Чит. объясн. Мф. 18:21 и 22).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 3-4 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему

«Наблюдайте за собою». Господь только что сказал о соблазнах, которые могут выпасть на долю Его учеников со стороны других людей. Теперь Он внушает им, что и они сами могут подать другим повод к соблазну, если не будут обнаруживать прощающей любви в отношении к согрешающему брату.

«Если же согрешит против тебя…» (см. Мф.18:15).

«И если семь раз…» (см. Мф.18:21–22).

«Обратится», т. е. вернется назад, предварительно с гневом уйдя от тебя.

Толковая Библия.