Толкования на Лк. 19:8

Свт. Григорий Палама

Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо

Мытарь, соревнуясь с Тем, Кто не только плотию сошел до нас, но, по неизреченному Своему человеколюбию, и наше поношение отъял, «став, рече Иисусу». Это выражение «стал» является показанием утвержденной воли, решительной и вместе смиренной; итак, став и благодерзновенно заставляя умолкнуть порицающих его, «рече Иисусу: се пол имения моего, Господи, дам нищим: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею», и таким образом явив себя справедливым (или: праведным), он этим свел на нет порицание роптавших на Господа и говоривших, что Он зашел к грешному человеку; потому что, воздав вчетверо то, что полагалось обидимым, как это требовал Закон (Исх. 22), он этим «уклонился от зла», раздав же половину своего имущества нищим, он этим «сотворил благо» и во всем явил себя очищенным. Поэтому Господь сказал Фарисеям: «Обаче от сущих дадите милостыню: и вся чиста вам будут» (Лк.11:41); теперь же, таковыми его делами всенародно подтвержденный в Своей правоте и представляя на основании сего Свою защиту против ропчущих на Него.

Омилия 64. На 15-е воскресение Евангельских чтений по Луке.

Свт. Иннокентий (Борисов)

Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо

Такое обещание действительно могло убедить каждого, что Закхей хочет сделаться достойным своего имени. По закону Моисееву (Исх. 21:37, 22:1–4; Чис. 5:6–7), только тот обязывается вдвое или вчетверо возвращать похищенное, кто был приведен в суд и обличен в преступлении; а кто сам собой признавал свой грех, тот должен был возвратить похищенное только с присовокуплением пятой части: но Закхей, бывший доселе ниже закона, вдруг делается выше его и хочет поступать с этих пор по закону не только правды, но и любви, Божественный образец которой видит перед собой в Иисусе.

По всему видно, что благоразумный мытарь понял цель посещения Иисусова, вошел, так сказать, в дух милости, ему оказанной. Евангелист не говорит, чтобы он заботился слишком много (как некогда Марфа) об угощении Господа и учеников Его, не сказывает даже, чтобы угощал их. Искреннее обещание вознаградить всех обиженных, раздать пол-имения нищим было самым лучшим угощением для Того, Кто поставлял брашно Свое в исполнении воли Отца Небесного (Ин. 4, 34).

Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

Прп. Максим Исповедник

Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо

См. Толкование на Лк. 19:2

Блж. Феофилакт Болгарский

Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо

См. Толкование на Лк. 19:1

Митр. Антоний (Храповицкий)

Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо

См. Толкование на Лк. 24:29

Прот. Иоанн Бухарев

Став же Закхей рече ко Господу: се, пол имения моего, Господи, дам нищым: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею

Роптали на Господа, что Он зашел к грешному человеку (Лк. 19:7), а между тем не видели, что в душе Закхея совершилось перерождение: что он сознает, что совесть его нечиста в способах приобретения имущества, и решается загладить этот грех добрым делом. Закон еврейский требовал (Чис. 5:6, 7), чтобы уличенный вор возвратил украденное с добавкою пятой части стоимости украденного, а Закхей обещает сделать несравненно более – обещает половину своего имения раздать нищим, мало того, обещает вознаградить вчетверо обиженных им. Так Закхей не только сознает свои грехи, но и обещается загладить их добром, и этим обнаруживает свое истинное раскаяние. Потому Господь и высказывает ему и прощение, и спасение.

«Смотри на чудо, поучает св. Златоуст. Еще не учился (Закхей), и повинуется; еще не слышал наставления, а исполняет: ибо Спаситель ничего еще не заповедал о милостыне и о любви к бедным, но молча просвещал. Как солнце, вливаясь лучами в дом, вносит свет, так Спаситель лучами правды прогнал тьму нечестия. Вот как украсил Закхей свой дом для пришествия Христова, продолжает св. же Златоуст, – украсил тем, что всего приятнее Христу: половину имения моего я отдам нищим и пр. Украсим так и мы наши домы, чтобы удостоиться нам принять Христа. Господь для добродетели обитателя не гнушается входить в самые худшие хижины, но в домы нечестивых никогда не войдет, хотя бы они устланы были золотыми коврами.

Совлечемся и мы грехов, подобно Закхею. Ибо, как в болезнях и ранах, если прежде не остановить истечения, напрасно будешь прикладывать врачебные средства; так и мы, если не удержимся от корыстолюбия, хотя бы и милостыню подавали, ничего не сделаем доброго. Корыстолюбие все портит и обращает в худшее.» «Закхей обещается отдать нищим только половину своего имения, а не все, замечает один из пастырей (прот. Лебедев). Это показывает, что богатство не мешает нам в деле спасения.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо

Вероятно, беседа, которую имел Христос с Закхеем, придя к нему, произвела огромное впечатление на душу мытаря. Давая обет расплатиться с нищими и обиженными им, он выражает этим сознание своего недостоинства пред таким великим счастьем, какого он удостоился теперь, – к нему пришел Сам Мессия.

«Обидел» (ἐσυκοφάντησα), т. е. если я кому повредил в материальном отношении своими доносами. Закхей мог, действительно, как глава мытарей, играть большую роль в деле штрафования торговцев, не внесших узаконенную пошлину за товар.

«Вчетверо». Он рассматривает свой поступок как воровство, а за воровство, по закону Моисееву, полагалось уплачивать вчетверо или даже впятеро стоимости украденного (Исх.22:1).