Толкования на Лк. 21:5

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 5-11 И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; всё будет разрушено. И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти? Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец. Тогда сказал им; восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба

Господь, как по немногом времени имеющий претерпеть Распятие, прилично пророчествует теперь об Иерусалиме, чтобы мы в этом имели сильное доказательство того, что Он есть истинный Бог. Поэтому и тогда, когда некоторые хвалили здания храма и «вклады» (я думаю, что они говорили о резных и изваянных произведениях, например о пальмах и херувимах (3 Цар. 6, 32): это, быть может, и называли), Господь ни на что не обращает внимания, но предсказывает разрушение их. - Они подумали, что Он говорит о кончине вселенной, хотя Он говорил о пленении Иерусалима римлянами. Поэтому, снисходя им, Он на время оставляет речь о пленении Иерусалима римлянами, намереваясь присоединить ее к последующему, а теперь рассуждает о кончине мира и предостерегает их, чтоб они не слушались лжепророков, имеющих прийти прежде Его пришествия. - Будут «войны и смятения», ибо, по прекращении всякой любви, естественно будут иметь место войны и смятения. Вследствие войн наступят «голод и мор»; мор - от испорченности воздуха от трупов, а голод - от невозделывания полей. - Некоторые принимали так, что голод, мор и прочие бедствия будут не при кончине только века, но и во время пленения Иерусалима. Ибо Иосиф (Флавий) говорит, что по причине голода были ужасные бедствия. Да и Лука в книге Деяний (11, 28) говорит, что голод был при кесаре Клавдии. Много также было ужасов, указывавших на плен, как повествует тот же Иосиф. Это, то есть «войны, смятения» и прочее, решительно можно понимать вообще о времени кончины мира и пленения Иерусалима.

Прот. Иоанн Бухарев

И неким глаголющым о церкви, яко камением добрым и сосуды украшена, рече

Как повод к произнесению сего пророчества, так и самое пророчество изложены и в Евангелиях Матфея (Мф. гл. 24), и Марка (Мк.гл. 13). Еванг. Лука передает совершенно одинаково с ними, но – где в одних и тех же словах, а где и с некоторою небольшею разницею.

По Евангелиям Матфея и Марка, ученики, указав Господу на здания храма, заговорили о красоте их. И по сказанию первого, поводом к тому было следующее обстоятельство: когда после своей обличительной речи на фарисеев и вообще на весь еврейский народ, Иисус Христос сказал, что храм, святилище их, в наказание за неверие в Него – в Мессию, будет оставлен Богом и запустеет (Мф. гл. 23); то, услышав такое печальное предсказание относительно храма, ученики Его, проходя горою Елеонскою (о ней чит. в объясн. Лк. 19:29), откуда очень хорошо был виден храм со всеми при нем зданиями, притворами, дворами и пр., указали Господу на красоту храма, недоумевая, как может быть оставлена в запустении такая красота и такая драгоценность, – им казалось, что разрушение храма будет оскорблением Самого Бога и погибелью иудейской веры и народа, и тогда Он высказал Апостолам Свое пророчество о разрушении храма.

У евангелиста Матфея говорится, что вообще ученики указали Господу на красоту зданий храма, Марк же говорит, что сначала один из них указал Ему на здание храма, а потом, когда Господь изрек пророчество о разрушении храма, четверо из Апостолов Петр, Иаков, Иоанн и Андрей спросили Его о времени сего разрушения и тем вызвали Его на целую беседу о разрушении храма и Иерусалима и кончине мира. Но в этом нет противоречия, а только – один из евангелистов определенно рассказывает о том, о чем другой упоминает только в общих чертах.

Камением добрым и сосуды украшена (украшен дорогими камнями и вкладами). Камни, из которых построены были здания храма, действительно были замечательны, – дорогие, огромные. По свидетельству еврейского историка Флавия, они были около 25 локтей в длину, 12 в ширину и 8 в толщину. (Локоть – мера 11 1 2 вершков). Казалось, что такой постройке и веку не будет.

Вкладами, т. е. приношениями в дар Богу для украшения храма. Известно, что древние завоеватели имели обычай посвящать часть своей добычи в дар Богу, также и благочестивые люди делали разные вклады в храмы, для украшения их. Так Ирод принес в храм в дар сделанную из золота, виноградную лозу. Блажен. Феофилакт под вкладами разумеет находившиеся в храме, резные и изваянные изображения херувимов, пальмы и т. п. (Мих.)

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 5-7 И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено. И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти

Вступление в речь о погибели Иерусалима и о конце мира изложено по Евангелию Марка с сокращениями (Мк.13:1–4).

«Некоторые». Это были, по всей вероятности, ученики Христа (ср. стих 7 и Мк.13:1).

«Дорогими камнями» (ср. Мк.13:1).

«Вкладами» (ἀναθήμασι). Это разные приношения храму, сделанные по известным случаям, например, золотая виноградная лоза, подаренная Иродом великим (Иосиф Флавий. «Иудейская война», VI, 5, 2).

«Когда же это будет?» По-видимому, спрашивающие имеют в виду только разрушение Иерусалима, но так как этот факт в их представлении был тесно связан с погибелью мира, то они ничего и не спрашивают о последней (см. Мк.13:4).