Толкования на Лк. 22:2

Блж. Феофилакт Болгарский

и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа

См. Толкование на Лк. 22:1

Прот. Иоанн Бухарев

и искаху архиерее и книжницы, како бы убили Его: бояхуся бо людий

Искаху (искали) первосвященники и книжники и пр. О первосвященниках и книжниках чит. в объясн. (Лк. 1:5) и (Лк. 5:17). У еванг. Матфея сказано подробнее. Собрались первосвященники и книжники и старейшины народа (Мф. 26:3), т. е. почетные и должностные лица, принимавшие участие в правительственных делах, во двор первосвященника Каиафы и положили в совет взять Иисуса хитростию и убить. Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделать возмущения в народе (Мф. 26:5).

Собрание это было собранием так называемого Синедриона, т. е. высшего суда у Евреев (Мф. 5:22), но не обыкновенное, каковые всегда происходили в здании при храме, а особенное, тайное. Синедрион, это было высшее судилище у них в Иерусалиме. (О нем чит. в объясн. Лк. 9:22) Каиафа, это было прозвание или фамилия первосвященника, имя же его было Иосиф. Первосвященство получил Каиафа за 25 л. до Рождества Христова, и в 36 году сменен Иоанафаном, сыном своего предшественника и тестя Анны или Анана. (Флав.)

Сказано: первосвященники (архиереи), потому что тут разумеются бывшие прежде первосвященниками, так как в последнее время у Евреев часто менялись первосвященники. Св. Златоуст замечает при этом: «предпринимая дела беззаконные, идут к первосвященнику, надеясь получить дозволение там, где надлежало бы ожидать препятствий». Враги Господа первосвященники и книжники уже давно желали и искали смерти Его; теперь же в этом собрании они решительно положили предать Его смерти.

Народ любил Иисуса Христа, еще так недавно самым торжественным образом встречал Его при входе в Иерусалим, как Мессию своего. Посему понятно опасение врагов Христовых, – боялись народа (бояхуся людей), чтобы не сделалось народного возмущения, и решение взять Его хитростию, тихонько от народа. Не в праздник (Мф. 26:5): так как к празднику Пасхи стечение народа в Иерусалиме бывает громадное, до двух миллионов человек. Синедрион боялся, что народ вступится за Господа. Боялися и того, чтобы смерть Иисуса Христа не сделалась общеизвестною, если убьют Его в праздник: врагам Господа хотелось истребить и самую память о Нем.

А между тем смерть Господа, по премудрым Божественным планам, должна произойти именно в праздник Пасхи, когда воспоминалось освобождение евреев от рабства Египетского, что было прообразом искупления рода человеческого от власти диавола, и когда заколался Агнец пасхальный, что и прообразовало искупительную смерть Господа (1 Кор. 15:3).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа

См. Толкование на Лк. 22:1