Толкования на Лк. 22:30

Блж. Феофилакт Болгарский

да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых

См. Толкование на Лк. 22:28

Прот. Иоанн Бухарев

да ясте и пиете на трапезе Моей во Царствии Моем: и сядете на престолех, судяще обеманадесяте коленома Израилевома

Тут указывается, какое участие будут иметь в Царстве Христовом Апостолы; это – блаженство (ясте и пиете) их там и честь (сядете на престолех). Понятно, что здесь разумеется Царство Небесное. Да ясте и пиете на трапезе Моей. Блаженство Апостолов представляется под образом участия их в царской трапезе. Так представлено царство Христово в притчах о браке царского сына (Мф. 22:2 и дал.) и о званных на вечерю (Лк. 14:16 и дал.).

Сядете на престолех и пр. Т. е. Апостолы будут участвовать в суде над родом человеческим, как ближайшие ко Христу – Судии лица, ученики Его. Образ взят от царя – судии, окруженного советниками – сановниками, которые помогают ему в деле суда. Под 12-ю коленами разумеются и 12 колен еврейского народа, и вообще все люди. Апостолы будут судить евреев и всех людей, т. е. будут обличать, что они сами, будучи такими же людьми, однако же уверовали во Христа и спаслись, а те нет.

Чит. о сем у Матфея (Мф. 19:27-28). Здесь на вопрос ап. Петра Господу: вот мы оставили все и последовали за Тобою, что же будет нам ? Иисус Христос отвечал: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, т. е. во второе пришествие Христово для всемирного суда, когда сядет Сын Человеческий, т.е. Он, Христос, на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых

«Да ядите и пиете…» Это цель, с какой дает апостолам Христос их владычественные права. Они должны вкушать на трапезе Христовой, как здесь вкушали с Ним. Это указывает на теснейшее общение их со Христом в Мессианском Царстве (ср. Лк.13:29; Мф.8:11).

«Сядете…» (см. Мф.19:28). Слово «двенадцать» здесь опущено по сравнению с содержащимся в Евангелии Матфея изречением, потому что тут уже Христос мыслит не 12, а 11 апостолов (без Иуды).