Толкования на Лк. 22:31

Свт. Иоанн Златоуст

И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу

Что значит: «сеять»? Водить, обводить, колебать, двигать, по­трясать, терзать, как бывает с веществами, просеваемыми чрез решето; но Я, говорит, не допустил, зная, что вы не можете перенести искушения, потому что, выражение: «чтобы не оскудела вера твоя», показывает, что если бы Христос допустил, то вера его оскудела бы. Если же Петр, пламенно любивший Христа, многократно отдававший душу свою за Него, всегда выступавший пер­вым из лика апостолов, ублажаемый Учителем и названный Петром за то, что имел непоколебимую и неизменную веру, был бы низложен и отпал бы от исповедания, если бы Христос попустил диаволу искусить его, как тот хотел, то кто другой может устоять без Его помощи? Поэтому и Павел го­ворит: «и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор. 10:13).

О расслабленном, спущенном через кровлю; и о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом.

Свт. Иннокентий (Борисов)

И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу

Понадеясь, вероятно, на успех над несчастным предателем, дух тьмы простер теперь нелепые надежды свои до того, что, по свидетельству Самого Богочеловека, дерзнул у Верховного Правителя судеб человеческих просить позволения «сеять» и прочих учеников Христовых «яко пшеницу», то есть иметь к ним доступ со всеми возможными для него искушениями. Другое выражение, употребленное Спасителем при указании на это адское прошение, показывает, что духу тьмы, в настоящем случае, действительно попущено было Премудростью Божьей сделать в отношении к апостолам нечто подобное тому, что дано было ему сделать над Иовом, то есть поставить их в особенно затруднительные и особенно опасные для веры и добродетели обстоятельства. Ибо Спаситель говорит, что Он молился, чтобы при этом адском веянии не оскудела вера Петрова и чтобы он, восстав от падения сам, утвердил колеблющуюся братию; но нисколько не показывает, чтобы плодом и даже предметом молитвы Его было удаление самого веяния, устранение самых искушений и соблазнов.

Не погрешим, если к этому тайному искушению учеников отнесем открывшийся теперь между ними и такой неуместный и безвременный спор о первенстве.

Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Ст. 31-32 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих

Самое главное у христианина – вера в Бога. Потеряв веру – потерял все… Как бы тяжко ни пал христианин, но если он сохранил твердую веру в Бога, он чистосердечно покается в своих грехах и обратится к Богу. А без веры дойдет до дна падения и не встанет. Скорби самые тяжкие за Церковь Божию не доводят до отчаяния, так как мы верим, что врата ада не одолеют Церкви Христовой. Смерть подойдет – не убоимся, потому что верим, что и по смерти будем живы и с Богом. Вера в Бога – фундамент всей жизни нашей.

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Прп. Макарий Великий

Ст. 31-32 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих

У христиан — свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои; инаковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное — христиане, иное — миролюбцы; между теми и другими расстояние велико. Ибо обитатели земли, чада века сего уподобляются пшенице, всыпанной в решето земли сей, и просеваются среди непостоянных помыслов мира сего, при непрестанном волнении земных дел, пожеланий и многосплетенных вещественных понятий. Сатана сотрясает души, и решетом, то есть земными делами, просевает весь грешный род человеческий. Со времени падения, как преступил Адам заповедь, и подчинился лукавому князю, взявшему над ним власть, непрестанными обольстительными и мятущимися помыслами всех сынов века сего просевает, и приводит он в столкновение в решете земном.

Как пшеница в решете у просевающего бьется, и взбрасываемая непрестанно в нем переворачивается: так князь лукавства земными делами занимает всех людей, колеблет, приводит в смятение и тревогу, заставляет приражаться к суетным помыслам, гнусным пожеланиям, земным и мирским связям, непрестанно пленяя, смущая, уловляя весь грешный род Адамов. И Господь предсказал Апостолам будущее на них восстание лукавого: «сатана просит вас, дабы сеял яко пшеницу: Аз же молихся» Отцу Моему, «да не оскудеет вера» ваша. Ибо сие слово и определение, изреченное Создателем Каину явно: «стеня и трясыйся», в тревоге «будеши на земли» (Быт. 4, 12), служит втайне образом и подобием для всех грешников; потому что род Адамов, преступив заповедь и соделавшись грешным, принял на себя втайне сие подобие. Люди приводятся в колебание непостоянными помыслами боязни, страха, всякого смущения, пожеланиями, многообразными всякого рода удовольствиями. Князь мира сего волнует всякую душу нерожденную от Бога, и как пшеницу, непрестанно вращающуюся в решете, разнообразно волнует человеческие помыслы, всех приводя в колебание, и уловляя мирскими обольщениями, плотскими удовольствиями, страхованиями, смущениями.

И Господь, показывая, что последующие обольщениям и хотениям лукавого, носят на себе подобие Каинова лукавства, и обличая их, сказал: «вы похоти отца вашего хощете творити, он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит» (Иоан. 8, 44). Посему, весь грешный род Адамов втайне несет на себе оное осуждение: стеня и трясясь, будете тревожимы в решете земли сеющим вас сатаною. Как от одного Адама распространился по земле весь род человеческий; так одна какая-то страстная порча проникла во весь грешный род человеческий, и князь злобы один в состоянии сеять всех непостоянными, вещественными, суетными, мятежными помыслами. И как один ветер может приводить в колебание и кружение все растения и семена; и как одна ночная тьма распростирается над целою вселенною: так князь лукавства, будучи некою мысленною тьмою греха и смерти, каким-то сокровенным и жестоким ветром, обуревает и кружит весь на земле человеческий род, непостоянными помыслами и мирскими пожеланиями уловляя человеческие сердца, тьмою неведения, ослепления и забвения наполняет всякую душу нерожденную свыше, и мыслию и умом непреселившуюся в иной век, по сказанному: «наше же житие на небесех есть» (Фил. 3, 20).

Собрание рукописей типа II. Беседа 5.

Прп. Амвросий Оптинский

И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу

В Евангелии читаем, как Господь говорил апостолу Петру, что сатана просит, дабы сеял вас, яко пшеницу. А когда пшеницу просевают в решете, то бросают из края в край, или вертят кругом, так что пшеница сама уже кружится в решете несколько времени. Если бы врагу допущено было искушать всех по его желанию, то он всех бы перекружил. Но Премудрый и Всеблагий Господь попущает врагу искушать каждого только по мере сил, а не выше сил.

Письма.

Прп. Серафим Саровский

Мы всегда должны быть внимательны к нападениям диавола, ибо можем ли надеяться, что он оставит нас без искушения, когда не оставил Самого Подвигоположника нашего и Начальника веры и Совершителя Господа Иисуса Христа? Сам Господь Апостолу Петру сказал: Симоне, Симоне, се, сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу.

Итак, мы должны всегда во смирении призывать Господа и молить, да не попустит на нас быть искушению выше силы нашей, но да избавит нас от лукаваго (Мф. 6, 13).

Ибо когда Господь оставит человека самому себе, тогда диавол готов стереть его, яко мельничный жернов пшеничное зерно.

Поучения.

Прав. Иоанн Кронштадтский

И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу

Вот завистник наш пускается иногда на какие искушения: он силится как бы по воздуху разметать наши святые и добрые мысли, иногда с большим трудом собранные; вырвать из сердца веру и рассыпать ее на все четыре стороны, чтобы, веровав, мы не спаслись. И как заметен бывает в нас часто след темной силы, усиливающейся разрушить в нас всякое добро: в самые важные, решительные минуты веры это святое чадо неба иногда вырывается из нашего сердца; ищем его и – к посрамлению своему – не находим. Иногда непонятная недоверчивость к самому себе во время богослужения или при совершении треб и ощущаемое при этом чувство смущения и боязни необыкновенно стесняют душу, останавливая правильное действие рассудка и приводя в трепет сердце – до того, что слова замирают на устах. Это – тоже след сатаны. Бог есть Бог мира и спокойствия. Кто ж за меня помолится, чтобы не оскудела вера моя при таких искушениях? Божественный Спасителю! Якоже о Петре молился Ты, да не оскудеет вера его, тако и во мне, Господи, возгревай веру Твою по бесприкладной благости Твоей и утверди, утверди ее и во мне, да не исхожу всегда посрамлен от лица Твоего, да не наведу соблазна людям Твоим и да не погублю некие от них своею нетвердостию в вере.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу

См. Толкование на Лк. 22:28

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 31-32 Рече же Господь: Симоне, Симоне, се, сатана просит вас, да бы сеял, яко пшеницу: Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя: и ты некогда обращься утверди братию твою

Об этом обстоятельстве повествуют все евангелисты, только с некоторым различием, особенно в отношении ко времени его: так по Евангелиям св. Матфея и Марка оно было высказано Господом после тайной вечери, а по Евангелиям Луки и Иоанна, во время вечери. Для объяснения этого разноречия некоторые полагают, что предсказание было повторено (Мф. 26:30, 31; Мк.14:26 и дал; Ин. 13:36-38).

Се сатана просит (просил) и пр. Здесь Господь указывает, что Апостолам, особенно же отличающемуся пылкостию и самонадеянностию, Петру предстоят великие козни со стороны злого духа, о которых Он прежде не говорил им. Просил. Так точно просил сатана относительно многострадального Иова (Иов. гл. 1 и 2). Дабы сеял вас, (как) пшеницу, т. е. волновал, мутил своими кознями: и прельщениями, и бедствиями, и смущениями и т. п. Обыкновенно, когда сеют или очищают пшеницу в решете, то она тут кружится, как бы волнуется; таким образом под сеянием здесь изображается искушение, которому диавол намерен подвергнуть веру или вообще религиозно-нравственное состояние Апостолов, а это грозило им большею нравственною опасностию.

Аз же молихся о тебе (о Петре) и пр. Господь сказав о предстоящих Апостолам искушениях, в то же время успокоивает их, – говорит, что Он сохранит их среди искушений Своею всесильною молитвою. Хотя опасность со стороны сатаны грозила всем, но Господь говорит, что Он молился о Петре, как равно и с самым предсказанием об искушении Он обратился к Петру: Симоне, Симоне и пр. Это – потому, что так как апостол Петр был более пылкий и решительный, то ему более всех других грозила опасность, и Господь предвидел, что он падет – отречется от Него, но, падши, и востанет и сделается крепче в вере, так что и других будет удерживать и укреплять в ней.

Да не оскудеет вера твоя. Тут разумеется и религиозная вера, – эта основа всей нравственной устойчивости человека, и верность, преданность Апостола, как ученика своему Учителю. В этой вере содержится сила противостоять всякому искушению и всякому испытанию со стороны духа злобы. Если эта вера ослабеет, то окончательное падение неизбежно (Мих.). Блажен. Феофилакт так толкует слова Господа относительно искушения и веры ап. Петра: «хотя он и поколеблется несколько, но в нем сохранятся семена веры, и хотя дух искуситель потрясет листья, но как корень жив, то и вера не оскудеет».

Некогда обращься (обратившись). Эти слова прямо указывают, что ап. Петр падет – отречется от Христа, но в тоже время и востанет, – раскается в своем падении, снова обратится к Господу.

Утверди братию твою. Это значит, что ап. Петр обращением своим после падения утвердит в вере братию свою, т. е. прочих Апостолов, которые подвергнутся искушению и тоже ослабеют. И известно, как ап. Петр после падения горько оплакивал свой грех и как впоследствии после раскаяния утверждал в вере и силе духа Апостолов. В книге Деяний повествуется, что он, особенно в начале, был первым деятелем в распространении веры Христовой и защитником ее, напр, при сошествии Св. Духа, исцелении хромого, крещении язычников и т. п. По Евангелию Матфея и Марка, в таких словах Господь предрекал об отречении Петровом: говорит им (Апостолам) Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы. По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее (Мф. 26:31-32; Мк. 14:27- 28).

В нощь сию, т. е. когда враги возьмут Господа и будут поносить и уничижать Его. Соблазнитесь о Мне, т. е. побоитесь исповедать Меня пред врагами Моими своим Господом и учителем, испугаетесь и оставите Меня; может быть, и самая вера ваша в Меня, как Мессию, несколько поколеблется, когда увидите Меня в уничижении; так как вы еще не ясно понимаете образ искупления мира Моими страданиями и смертию (Мих.).

Ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада. Это – предсказание св. пророка Захарии об апостолах за 500 лет до события (Зах. 13:7). «Приводит Христос пророчество, замечает св. Златоуст, для того, чтобы показать, что Он распинается по воле Божией и что все, что совершится с Ним, есть дело Божия смотрения и издревле предвозвещено пророками». Поражу сказано от лица Божия и в том смысле, что иудеи распяли Иисуса Христа по допущению Бога Отца. Бог Отец мог воспрепятствовать им, но не воспрепятствовал, а допустил, потому и говорится, что поразил». (Феоф.) Пастыря. Господь Иисус Христос, как Спаситель, есть Пастырь для всех Своих верующих: Я Пастырь добрый, сказал Он Сам о Себе (Ин. 10:11). Овцы стада. Все верующие во Христа суть овцы Его стада, т. е. ученики, последователи Его, члены церкви Его; но здесь разумеются только одни Апостолы. Пророческое предсказание относилось только к ним.

По воскресении жe Моем, Я предварю вас в Галилее. «Предсказав Апостолам печальное, Господь предсказывает и одобрительное и утешительное» (Злат.). Он говорит, что явится им в Галилее, следовательно, если и умрет, то воскреснет, а по воскресении явится, и успокоит и укрепит Своих Апостолов. Так Господь и сделал. (Чит. Мф. 28:16; Ин. 21:1, 23).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу

Предсказание об отречении апостола Петра евангелист Лука излагает в оригинальной форме, не руководясь ни Евангелием Марка, ни Евангелием Матфея, и затем помещает его не на том месте, какое отведено ему в первых двух Евангелиях, т. е. относит не ко времени по выходе с вечери, а еще ко времени пребывания в горнице, где происходила вечеря. Думать (как еп. Михаил), что Господь не раз повторил изречение об отречении Петра, нет никаких оснований, и потому можно сказать, что евангелист Лука просто нашел нужным согласно плану, какой он имел в уме, поместить это предсказание раньше, чем первые два евангелиста.

«Сатана просил…» Подобно тому как диавол некогда искушал Иова (Иов.1–2), он просил разрешения у Бога преследовать разными испытаниями и апостолов, чтобы поколебать их верность Христу. Действие сатаны в этом случае Христос уподобляет действию земледельца, который просеивает посредством решета пшеницу, чтобы отделить ее от плевел.