Толкования на Лк. 22:35

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 35-38 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно

Господь, в начале проповеди посылая учеников по селениям и городам, повелел им не брать лишнего, не носить с собой ничего даже нужного и ни о чем не заботиться, И в этом случае они должны были познать Его силу. Ибо Сам заботясь о них, как о слабых, Он устроял так, что и без их заботы в обилии текло к ним все нужное. А теперь Он повелевает противное, не противореча впрочем Себе, но, объявляя им, что доселе Он ухаживал за ними как за детьми и не заставлял их ни о чем заботиться, а отселе они должны считать себя возмужалыми и заботиться сами о себе. Я, - говорит, - заботливый Отец ваш, отхожу уже. Отселе примите сами на себя заботы о своих делах, а не возлагайте всего на Меня; ибо дела ваши будут не таковы, как были легки и не трудны, но вы подвергнетесь и голоду, и жажде, и многим бедствиям. На это намекает словами о мешке, суме и мече. Поэтому будьте бодры, так как вы имеете алкать и нуждаться в пище, на что намекает «сумой», и мужественны, так как впадете во многие опасности, на что указывает «меч». Говорит это, конечно, не для того, чтобы они носили с собою мечи, но чтоб, как я сказал, объявить о войнах и бедствиях и сделать их ко всему готовыми. Чтобы потомки не подумали, что апостолы ничего от себя не принесли для благочестия, но все было от Бога, Господь говорит: нет, да не будет так. Ибо Я не хочу пользоваться Моими учениками, как бездушными орудиями, но требую, чтоб они приложили и то, что могут сами от себя. И действительно, ты найдешь, что апостолы, и особенно Павел, удачно исполняли многие и из человеческих искусств (Деян. 18, 3; 20, 34); разве только в них не отсутствовала и помощь Божия. Вместе с сим это полезно было и для скромности апостолов. Ибо если бы они, не заботясь сами ни о чем, всего ожидали от Бога и им все давалось бы, то они могли бы возгордиться, как получившие в удел нечто высшее человеческой природы. Сверх того, природа стала бы недеятельной и растлилась бы, если б они ничего не изобретали сами от себя, а ожидали всего именно, как говорится, в измолотом виде. Поэтому Господь говорит им: отселе носите «сумы», то есть так располагайтесь и заботьтесь, как имеющие испытать голод, и купите «мечи», то есть так берегите себя, как имеющие встретить опасности и войны. - Некоторые покупку меча разумели иначе. Сим, - говорят, - Он намекает на имеющее вскоре совершиться нападение на Него и на то, что Его захватят люди - убийцы. Так как пред этим временем они спорили друг с другом о первенстве, то Господь говорит: теперь время не спорам о первенстве, но время опасности и убийств. Ибо и Меня, Учителя вашего, отведут на смерть, и притом на смерть бесчестную. Но чрез это исполнится на Мне сказанное: «и к злодеям причтен был» (Ис. 53, 12). Итак, желая указать на разбойническое нападение, Он упомянул о мече, и не открыл совершенно, чтобы не смутились каким-нибудь ужасом, не умолчал совершенно, чтобы не пришли в смятение в случае внезапного нападения, особенно же для того, чтобы, вспоминая впоследствии, подивились Его предведению и почудились, как Он, однако ж, предал Сам Себя на страдание за спасение людей, а поэтому и сами не убегали ни от каких болезней за спасение некоторых. Я думаю, что Господь говорит так приточно для того, чтобы получили пользу после, когда вспомнят и поймут. Поскольку тогда они находились в таком недоразумении, что сказали: Господи, вот здесь два меча, а Он, видя, что они не поняли, говорит: довольно, хотя и не было довольно. Ибо если бы против пришедших разбойническим образом нужно было употребить человеческую помощь, то не довольно было бы и сотни мечей. Если же не человеческое, но Божественное содействие нужно было, то излишни были и два меча. Однако ж Господь не захотел обличать их в непонимании, но, сказав «довольно», пошел. Это подобно тому, как и мы, когда, беседуя с кем-нибудь, видим, что он не понимает наших слов, говорим: хорошо, оставь; хотя и не хорошо, но, чтобы не оскорбить его, оставляем. Господь поступил так потому, что видел, что ученики не понимают сказанного. - Он идет вперед и оставляет речь, предоставляя уразумение сказанного течению обстоятельств, подобно тому, как Он некогда сказал: «разрушьте храм сей», а ученики поняли уже впоследствии, после Его воскресения (Ин. 2, 19. 22). Некоторые же говорят, что Господь словом «довольно» указал на несообразность слов с обстоятельствами. Ученики сказали: вот здесь два меча, а Господь, говорят, указывая на эту несообразность, сказал: если есть два меча, то это очень много и довольно для нас против той толпы, которая придет на нас.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст.35-36 И рече им: егда послах вы без влагалища и без меха и без сапог, еда чесого лишени бысте? Они же реша: ничесоже. Рече же им: но ныне иже имать влагалище, да возмет, такожде и мех: а иже не имать, да продаст ризу свою, и купит нож

Сказав Апостолам о предстоящих им искушениях со стороны злого духа, Господь приготовляет их к встрече зтих искушений – возбуждает в них мысль о борьбе с предстоящими опасностями, и побуждает к бдительности и самой борьбе. На это новое опасное положение Апостолов без Него Он указывает им чрез сравнение с прежним, когда Он Сам был с ними. Это – когда Он посылал их в Иудею и Самарию проповедовать Евангелие (Лк.9:1-6).

То время было для Апостолов немалотрудным и небезопасным со стороны неверующих, но оно далеко не таково, которое придется переживать им с наступающей ночи, когда враги возьмут Господа и подвергнут Его суду и затем позорнейшей смерти, а особенно в последующее время, когда они явятся миру с проповедию о Нем Распятом. Поэтому-то, если тогда, при отправлении на проповедь, им не нужно было заботиться, и они не заботились ни о чем, то теперь необходимо приготовиться ко всяким лишениям и борьбе: егда послах вы и проч.

Посылая на проповедь, Господь говорил Апостолам: ничего не берите на дорогу, ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и проч. Но теперь (ныне) – внушает Он – кто имеет мешок (иже имать влагалище), тот возьми его, также и суму (такожде и мех) и пр. Таким образом, чего тогда Он повелевал не брать, теперь повелевает взять. Этими именно словами Господь указывает Апостолам, что им предстоят особенные труды, лишения и бедствия, и что потому необходимо для них приготовление к перенесению всего этого и к борьбе ко всем этим.

Проповедь Евангельская будет сопровождаться гонениями и бедствиями ее исповедников, борьбою и кровию, и проповедникам ее надобно быть готовыми ко всему этому. Мешок – тоже, что кошелек при поясе или в самом поясе, где хранились у путников деньги (Мф. 10:9). Сума, – в которой носились разные дорожные запасы (Мф.10:10). Егда что лишени бысте (имели ли в чем недостаток)?

Ничесоже (ни в чем). Т. е. несмотря на то, что, по заповеди Господа, с Апостолами ничего не было, они имели все потребное для себя, ни в чем не нуждались, и таким образом могли спокойно и безопасно проповедовать Евангелие, пока не пришло время, когда им должно было, конечно по указанию Самого же Господа, возвратиться к Нему. Но теперь (ныне), т. е. со времени взятия Господа врагами Его на суд и смерть, будет не то, -теперь Апостолам нужно будет запасаться всем, потребным в пути, т. е. явятся у них разные нужды, мало этого, теперь как бы потребуются орудия для защиты и борьбы: продай одежду, т. е. верхнюю, без которой можно обойтись, и купи меч (нож.)

Слова мешок, сума, меч нужно понимать в переносном смысле: первые два напоминают о разных нуждах: голоде, жажде и т. п., а меч – об разных опасностях и бедствиях (Феоф.). О предстоящих Апостолам опасностях и бедствиях Господь говорит не прямо, а загадочно, – для того, чтобы не устрашить их, еще неокрепших духом.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем

Слово о «мече» (стих 36) находится только у одного евангелиста Луки. Господь спрашивает об их первом путешествии, в которое Он послал их (Лк.9:1–6). Вопрос Его сам собою предполагает отрицательный ответ со стороны апостолов.