Толкования на Лк. 22:41

Прп. Исихий Иерусалимский

Недоумение XXXVII. Почему Матфей и Марк излагают, что Он трижды молился о [Своём] страдании, Лука же – что однажды, а Иоанн ничего об этом не сказал (Мф. 26:44; Мк. 14:41; Лк. 22:41)?

Разъяснение см. Мф. 26:44

Блж. Феофилакт Болгарский

И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился

См. Толкование на Лк. 22:39

Прот. Иоанн Бухарев

И Сам отступи от них яко вержением камене, и поклонь колена моляшеся

Вержением камене (на вержение камня), т. е. на такое расстояние, на какое можно бросить камень, – не на далекое. Поклонь (преклонив) колена. У еванг. Матфея говорится: пал на лице свое (Мф. 26:39), у Марка пал на землю (Мк. 14:35). Это означает молитву усиленную, весьма усердную (2 Пар. 20:18). Так и Сам Господь с молитвою внутреннею, духовною соединяет и внешнюю. Как же после этого утверждать, как делают некоторые сектанты, что молиться должно только в одной душе? Имея душу и тело, мы должны прославлять Бога в телесех наших и душах наших (1 Кор. 6:20).

«Видно, замечает один проповедник, теперь пред наступлением страданий, душа Господа особенно имела нужду в молитве.» Сам Господь пал на землю для молитвы. Не должны ли быть и для нас легки и сладостны наши молитвенные коленопреклонения, и земнопреклонения, которые так тяжкими кажутся иногда для нашей немощи и, быть может, для нашей лености?» замечает святит. Филарет. Это значит, что Господь пал на землю от тяжести грехов, кои с целого мира поднял на рамена Свои, с другой стороны – в знак милосердия Божия к грешной, некогда проклятой, земле (Воскр. Чт ). «Земле, земле! восклицает святитель Димитрий Ростовский. Бог Слово припадает к тебе, как друг, оплакивая прежнее отпадение твое, и теперь снова обнял тебя, как свою искреннюю, в лоно Его возвращенную».

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился

Согласно евангелисту Луке, Господь отошел от учеников на недалекое расстояние (став там, где они остались, можно было до Него добросить камень). Поэтому ученикам было видно, как Христос молился и слышны были даже слова Его молитвы.

«Отошел» – правильнее: был отвлечен от них в силу особого настроения Своего, которое побуждало Его находиться в это время в уединении (глагол ἀπεσπάσθη значит «насильственно был отделен»).