Толкования на Лк. 22:45

Блж. Феофилакт Болгарский

Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали

См. Толкование на Лк. 22:39

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 45-46 И востав от молитвы (и) пришед ко учеником, обрете их спящих от печали и рече им: что спите? Воставше молитеся, да не внидете в напасть

Это было уже в третий и – последний раз. Обрете (нашел) их (Апостолов) спящими от печали. Это говорится только у одного Луки. Опыты подтверждают, что великая печаль иногда производит большой сон, хотя большею же частию бывает наоборот. Еписк. Михаил при этом замечает: «Не было ли это состояние учеников Христовых действием злого духа»? С другой стороны, так как молитва Господня продолжалась долго, то Апостолы и не могли удержаться, чтобы не уснуть.

По Евангелиям Матфея и Марка, Господь, находя спящими Апостолов, упрекал их, и отдельно ап. Петра, что они не могли бодрствовать и одного часа. Говорит особо Петру (Мф. 26:40), потому что он так недавно и так решительно обещал Господу умереть за Него; а теперь – предался сну. «Как же ты уверял, что готов умереть за Меня, но между тем и малого времени не мог бодрствовать со Мною?» как бы так говорил Господь Петру. «Друзья Господа спят, замечает при сем один из духовных писателей, а Иуда не спит, не спит Синедрион, не спят толпы врагов Иисусовых. Такова-то любовь человеческая к добру! Часы молитвы нам кажутся долгими, скучными, утомительными, а целые ночи проводят иные в занятиях суеты и греха!» (Троиц. Л.)

Воставше (встаньте) молитеся, да не внидете в напасть (чтобы не впасть в искушение). Под напастью или искушением здесь разумеется опасность ослабления или потери веры в Господа в Апостолах при предстоящих Ему страданиях.

Молитеся. «Вам угрожает опасность, как бы так говорит Господь Апостолам. Враг невидимый и враги видимые приближаются с отчаянными усилиями, чтобы поразить Главу новосозданной церкви и разрушить ее основание. Вашей вере предстоит трудное испытание. Вам должно увидеть вашего Учителя в узах, в страданиях, на кресте, и для себя ожидать подобного.

Да нe внидете в напасть (чтобы не впасть в искушение). Если бдением и молитвою укрепите веру, то пройдете сквозь искушение невредимыми». Посему можно, прибавляет толкователь, думать, что если бы Петр исполнил в точности наставление своего Божественного Учителя и укрепился в бдении и молитве, то во время опасности сохранил бы спокойную непоколебимость и не перешел бы от неуместного дерзновения к малодушной робости». (Филар.)

У еван. Матфея и Марка тут прибавлено: дух бодр, плоть немощна (Мф. 26:41). «Душа ваша, Я знаю, как бы так говорит Господь, любит Меня и готова к борьбе с искушением; но природа человеческая немощна и при недостаточном бодрствовании и малейшем ослаблении в молитве способна и к великому падению».

«Дух бодр, плоть немощна. Кто на себе не испытал этих слов Господа? пишет святит. Филарет (Черниг.). Когда начинаем мы думать о жизни земной, столько суетной, и о жизни загробной, столь грозной для грешника, то сколько рождается в нас благих намерений, святых чувств, великих предприятий! Это значит, что дух бодр, что искра Божия еще не погасла в нас. Но затем скоро узнаем, что плоть немощна. Бедное человечество!»

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 45-46 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение

Как евангелист Лука сократил рассказ первых двух евангелистов о молитве Христа, так естественно Он упоминает теперь о приходе Христа к спящим ученикам как о единократном, причем увещание, обращенное к ним Христом, представляет собой повторение содержащегося в 40-м стихе.

«Спящими от печали». Бывает, что глубокая печаль ввергает человека в сон, это и отмечено у древних классических писателей. Все-таки, несмотря, так сказать, на то, что печаль несколько извиняла учеников, по представлению евангелиста Луки, однако и у него сохранены слова Христа: «вы спите?» Это слова, в которых нельзя не видеть некоторого упрека ученикам за то, что они поддались сну в такое тяжелое для их Учителя время. Ср. Мк.14:37, где за это уже прямо высказан упрек Симону.