Толкования на Лк. 23:4

Блж. Феофилакт Болгарский

Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке

См. Толкование на Лк. 23:1

Прот. Иоанн Бухарев

Пилат же рече ко архиереом и народу: никоеяже обретаю вины в Человеце Сем

Никоеяже обретаю вины (я не нахожу никакой вины) в Человеце Сем. По Евангелию Иоанна, на вопрос: Ты Царь иудейскии? (Ин. 18:33) Иисус Христос даже объяснил Пилату, в каком смысле Он называет Себя царем, – не в политическом, а духовном смысле. Я Царь, но Царство Мое не от мира сего, т. е. не имеет ничего общего с царствами этого мира, оно не такое, как ожидают иудеи. Если бы царство Мое было от мира сего, т. е. обыкновенное, земное, то служители Мои, т. е. подданные Мои подвизались бы, стали бы сражаться за Меня, чтобы Я не был предан иудеям, т. е. не допустили бы до того, чтобы Я впал в руки иудейского Синедриона; но ныне царство Мое не отсюда, и потому оно совершенно безопасно для римлян. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, т. е. устроить царство не земное, а духовное (Ин. 18:36-37), т. е. Я – обетованный Мессия, Спаситель рода человеческого.

Вот почему Пилат скоро и прямо сказал обвинителям Господа, что он не нашел в Нем совсем никакой вины, – потому что из ответа Иисуса Христа он видел, что такой царь, каким представляется Иисусом Христом, нисколько не опасен для римского императора. Хотя он и не понял вполне объяснения Господа, но мог видеть, что Он не домогается земной царской власти, и только мог принять Его за мечтателя или за учителя народного, – за философа, как назывались такие люди у римлян и греков.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке

Пилат, поняв в указанном смысле слова Христа, объявляет первосвященникам и народу, что он вовсе не находит никакой вины за Христом. Евангелист Лука здесь замечает уже и о присутствии перед дворцом Пилата «народа».