Толкования на Лк. 23:35

Блж. Феофилакт Болгарский

И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий

См. Толкование на Лк. 23:32

Прот. Иоанн Бухарев

И стояху людие зряще. Ругахуся же и князи с ними, глаголюще: иныя спасе, да спасет и Себе, аще Той есть Христос Божий избранный

И стояху людие зряще (стоял народ и смотрел). Какой контраст! Господь в ужасных страданиях молится за врагов, а народ стоит и смотрит на казнь своего невинного Учителя, как на какое зрелище! Мало этого, народ по всей вероятности, подучаемый или возбуждаемый злейшими врагами Его, начальниками, книжниками и фарисеями, и сами начальники (князи) издевались (насмехались – ругахуся) над Ним, хулили Его, говоря (глаголюще): других спасал (иные спасе) от разных бед и страданий, пусть (да) спасет Себя Самого (Себе) и пр. т. е. какой же Он Мессия? Если Он действительно Мессия, Сын Божий, всесильный чудотворец, то пусть покажет теперь всемогущество над Самим Собою, избавит Себя от крестной смерти: для Него должно быть все возможно. Тогда, как говорится в Евангелии Матфея, мы признаем Его за Мессию и сейчас же уверуем в Него.

«Синедрион искушает Бога, требуя чуда, пишет святит. Черниговский Филарет, после того, как видел столько чудес и смеялся над чудесами. Гораздо более значило восстать из гроба, и однако Каиафы не переменились. Нет, Сын Божий тем то и даст познать Себя, что не снидет со креста, доколе не положит душу Свою (Ин. 15:13) за спасение мира. Еще Давидом предсказано было о Мессии: пронзили руки Мои и ноги Мои (Пс.21:17). Вот это и сбылось теперь над Искупителем мира.» «Оскверненные и пребеззаконные! восклицает св. Златоуст. Пророки разве не были пророками, или праведники праведниками оттого, что их Бог не исхитил от напасти? И они также страдали. Что может сравниться с вашим безумием?».

У еванг. Матфея прибавлено: Упова (уповал) на Бога, да избавит ныне (пусть спасет теперь) Его, аще хощет Ему (если Он угоден Ему). Это – слова из 21 псалма, где пророк за 1000 лет изобразил крестные страдания Спасителя с удивительною точностию, как бы писал его у самого креста. По всей вероятности, Господь в Своих беседах изъяснял этот псалом в отношении к Себе, как объяснял и другие пророчества, и иудеи теперь воспользовались этим, чтобы насмеяться над Господом, как воспользовались словами о разрушении храма тела Его. Конечно, все эти насмешки над Господом еще более увеличивали Его страдания.

– Чем объяснить эти ужасные, бесчеловечные поругания и насмешки над страждущим Господом? Павел, епископ Кишиневский, так пишет об этом: «В глумлениях над Богочеловеком злоба с особенною силою обнаружила свой сатанинский характер, здесь она явилась вполне достойною своего изобретателя – духа злобы, всегда с торжеством и радостию взирающего на человеческие бедствия. Потому присутствие духа адского, сатанинского с особенною силою чувствуется в этих хулах и поношениях, и трепет и ужас невольно объемлют душу при размышлении о них и приводит ее в содрагание.

Ужасно было состояние врагов Иисусовых, имевших полную возможность соделаться сынами Божиими и добровольно соделавшихся чадами диавола, вполне послушными орудиями его. Какими путями дошли они до такого состояния? вопрошает сей же святитель и объясняет, что в высшей степени зависть и злоба со стороны первосвященников и старейшин, из которых многие были заражены фарисескою и саддукейскою ересью (Мф. 9:7, 26:3, 4, 27:20), противоположность совершенного учения и жизни Господа их учению, а особенно жизни, со стороны же народа неисполнение его надежды на открытие Господом земного царства, – все это возбуждало врагов Господа, особенно при участии духа злобы».

А между тем тут исполнилось предсказание царя Давида о Мессии: все видящие Меня ругаются надо Мною, говоря устами, кивая головою: Он уповал на Бога и пр. (Пс. 21:8)

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий

См. Толкование на Лк. 23:33