Толкования на Лк. 24:51

Свт. Филарет (Дроздов)

И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо

Приметьте, что Евангелист не говорит: егда благослови, когда окончил благословение, но егда благословляше - когда еще продолжал благословлять. Какой чудный образ действия! Господь благословляет, и еще не оканчивает благословения, а продолжает благословлять, и между тем возносится на небо. Что это значит? То, что он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою Церковь и всех верующих в Него.

Беседа в день Вознесения Господня и обретения мощей Святителя Алексия. 1854 г.

Блж. Феофилакт Болгарский

И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо

См. Толкование на Лк. 24:45

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо

Зрящим им взятся, и облак подъят Его от очию их. Он поднялся в глазах их; то есть, приняв от Него благословение и поклонившись Ему, они тотчас устремили на Него взоры, но облако взяло Его из вида их. Облако, без сомнения, было не обыкновенное, но облако Божественной славы. Так в облаке являл Бог славу в ветхом Завете, — в пустыне (Исх. 16, 10), на горе Синайской (Исх. 19, 9, 16; 24, 15-18); в светлом облаке явилась слава Господа Иисуса на горе Фавор (Матф. 17, 5), и при скончании мира — узрят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Матф. 24, 30). Так, и при вознесении Господа Иисуса на небо, виденное Апостолами облако означало Божественную славу Господа Иисуса. Святый Златоуст говорит: «Воскресения они видели конец, но не видели начала; а вознесения видели начало, но не видели конца. Излишне было видеть начало воскресения, когда присутствовал Сам возвещавший его, и когда гроб показывал, что Его там нет; а что последовало за вознесением, то надобно было узнать из слова. Так как глаза не могли проникнуть в высоту и показать, вознесся ли Он точно на небо, или только как бы на небо, то смотри, что совершается».

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Прот. Иоанн Бухарев

И бысть егда благословляше их, отступи от них и возношашеся на небо

Отступи (стал отдаляться) от них и возношашеся на небо. С воскресением Господа, как уже говорили, тело Его изменилось – одухотворилось, – быстро могло проходить двери дома, переноситься с одного места на другое и подниматься кверху (см. объясн. Лк. 24:36).

На небо, т. е. в духовный мир, где по преимуществу являет Свое присутствие Бог и где по преимуществу в Его присутствии пребывают святые чистые духи – Ангелы и святые человеки. В ветхозаветное время был взят – вознесся на небо Илия пророк. Но он вознесся на огненной колеснице, – значит, при помощи Ангелов; Господь же вознесся Своею Божественною силою. У еванг. Марка прибавлено: и воссел одесную Бога (Мк. 16:19). Это означает, что Господь Иисус Христос, по вознесении на небо, и по человечеству принял Божественную власть над всем миром вместе с Богом Отцем: так как сидеть по правую сторону кого-либо великого означает равенство или близость сидящего с этим лицом (1 Цар. 20:25; Пс.109:1). Сам Господь сказал о Себе, что Он седит одесную силы Божией (Мк. 14:62; Мф. 26:64).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо

См. Толкование на Лк. 24:50