Толкования на Мф. 3:8

Свт. Иоанн Златоуст

сотворите же достойный плод покаяния

См. Толкование на Мф. 3:3

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 10-я.


«Cотворите», говорит, «плоды достойные покаяния», потому что не достаточно только удалиться от нечестия, но надобно показать и великую добродетель. Не делайте же, говорит он им, того, что для меня противно, а для вас обыкновенно, и не возвращайтесь к прежним порокам, только смирившись на малое время. Мы уже не в таком положении, как прежние пророки. Настоящие обстоятельства отличны от прежних и выше, потому что ныне грядет сам Судия и Господь царства, чтобы возвести нас к высшему любомудрию, воззвать на небо и привлечь в тамошние обители. Потому-то я и говорю о геенне, что теперь как награды, так и наказания вечны.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 11-я.

Свт. Кирилл Александрийский

сотворите же достойный плод покаяния

Можно было бы сказать, что плоды покаяния - это, в первую очередь, вера во Христа, а кроме того, и евангельское жительство в обновлении жизни, освобожденное от дебелости буквы.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

сотворите же достойный плод покаяния

См. Толкование на Мф. 3:7

Свт. Иларий Пиктавийский

сотворите же достойный плод покаяния

Он призывает их сотворить достойный плод покаяния, чтобы они не похвалялись, что отец у них Авраам, потому что Бог может из камней воздвигнуть детей Аврааму. Ведь требуется не родство по плоти, но наследование веры. Таким образом, достоинство происхождения заключается в уподоблении делам [предков], и слава рода сохраняется благодаря подражанию вере. Дьявол неверен, а Авраам верен; ибо первый вероломством погубил человека, а второй оправдался [своей] верой. Итак, нравы и жизнь каждого человека приобретаются благодаря кровному родству, так что те, кто верны, являются по вере потомками Авраама, а кто неверны, из-за неверности обращаются в детей дьявола.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

сотворите же достойный плод покаяния

Чтоб покаяние было действительным, доставило нам спасение и вечное блаженство, надо стяжать в самих себе, в душах наших покаяние; надо, чтоб самый дух наш сокрушился и смирился от боголюбезной печали, рождающейся от сознания и ощущения своей греховности; надо извергнуть из себя самомнение в каком бы виде оно ни присутствовало в нас. При самомнении покаяние невозможно. Самомнение есть гордость, столько мерзостная пред Богом! Зараженный самомнением не способен усвоиться Богу. Для такого усвоения нужно полное отвержение самомнения.

Аскетическая проповедь.

Свт. Симеон Солунский

сотворите же достойный плод покаяния

См. Толкование на Мф. 3:2

Прп. Максим Исповедник

сотворите же достойный плод покаяния

Лицемер не испытывает волнения до тех пор, пока считает, что его лицемерие не обнаружено; он стремится к славе, пытаясь показать свою праведность. Когда же его изобличают, то он изрыгает смертоносные речи, полагая, что поношением других он скрывает собственное бесстыдство. [Священное] Писание сравнивает такого человека, в силу его коварства, с порождением ехидны, предписывая ему сотворить достойный плод покаяния, то есть сделать явным свое скрытое душевное состояние.

Главы о богословии.

Блж. Феофилакт Болгарский

Сотворите же достойный плод покаяния

Видишь, что говорит, что не должно только избегать зла, но должно приносить и плоды добродетели. Ибо сказано: «уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Сотворите убо плод достоин покаяния

Так как вы каетесь, то знайте, что недостаточно только избегать злого, но нужно показать добро. Уклонися, говорит, от зла и сотвори благо (Пс. 33:15).

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

сотворите же достойный плод покаяния

Плод покаяния: дерево часто представляет образ человека, именно — дерево плодовитое и с плодами добрыми означает человека добродетельного, дерево бесплодное — человека лишенного добродетелей, дерево с дурными плодами — человека, делающего злое, грешника (Мф. 7:17 и д. Мф. 12:33, Мф. 21:43, Ин. 15:8, 16 и др.). Сотворить достойный плод покаяния значит: поступать так, жить так, как должно человеку, принесшему покаяние, с обещанием нравственного исправления, нравственной перемены к лучшему, т.е. делать добрые дела, мыслить правильно о предметах веры и жить благочестиво по духу и уставам наступающего (в то время) царства Мессии. «Потому что не достаточно избежать греха, но надобно показать и великую добродетель: не возвращайтесь же к прежним порокам. Мы уже не в таком положении, как прежние пророки; настоящие обстоятельства отличны от прежних и выше: ибо ныне грядет сам Судия и Господь царства, дабы возвести вас к высшему любомудрию, воззвав на небо» (Злат., ср. Феофил.).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 8-9 сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму

Сотворите плод достоин покаяния, т.е. живите так, как должно человеку, принесшему покаяние, - исправьтесь, делайте добрые дела, мыслите правильно о предметах веры и живите благочестиво. Сотворите плод. Дерево часто представляется образом человека, и именно дерево плодовитое, с добрыми плодами, означает человека добродетельного; дерево бесплодное или с дурными плодами – человека, не делающего добра и делающего зло (Мф. 7, 17 и дал.). Иудеи, в особенности же фарисеи, полагали, что они сделаются участниками в царстве Христовом только потому, что они потомки Авраама. Иоанн говорит, что одно происхождение их от Авраама, без внутренних добродетелей, не имеет цены в очах Божиих; ибо всемогущему Богу возможно даже из этих камней, лежащих на берегу Иордана, воздвигнуть чад, достойных Авраама, т. е. таких, которые будут подражать вере и добродетелям Авраама и удостоятся вместе с ним царства небесного, - не начинайте глаголати в себе (не думайте говорить о себе): отца имамы (имеем) Авраама. Некоторые толкователи под камнями разумеют язычников, которых Бог предположил призвать в царство Христово вместо неверных Иудеев. У Евангелиста Луки в повествовании о проповеди Иоанна говорится, что он поучал всякого особым образом, например, простому народу говорил: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же, - значит, поучал быть добрыми, милостивыми; мытарям, т. е. сборщикам народных податей, которые при сборе брали лишнее, говорил: ничего не требуйте более определенного вам; воинов поучал: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем (гл. 3). Относительно мытарей нужно сказать следующее. Римское правительство, для избежания столкновения с массою народа и для сокращения издержек, ввело в завоеванных областях откуп, т.е. сдавало богатым предпринимателям за известную плату сбор как подушной подати, так и других государственных повинностей. Понятно, что эти сборщики, носившие название мытарей от слова «мыто» – «пошлина», взявшись за хлопотливое дело сбора из-за расчетов, притесняли народ, взимая с него более, чем сколько следовало. За это народ страшным образом ненавидел мытарей, и потому имя «мытарь» сделалось в понятия народных то же, что грешник, беззаконник.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

сотворите же достойный плод покаяния

(Лк. 3:8). Буквально: и так сотворите плод, достойный покаяния (слав. — сотворите ибо плод достоин покаяния). Иоанн призывает фарисеев и саддукеев не к покаянию, а к делам, из которых было бы видно, что они желают принести покаяние, — или, что то же, изменить свой прежний, неугодный Богу, образ мышления и поведения, — иначе их прибытие к Иордану не принесет им пользы, не поможет им избежать грядущего гнева. В чем заключался этот плод, отчасти видно из дальнейшего.

Толковая Библия.

Троицкие листки

сотворите же достойный плод покаяния

Думаете ли вы, что избежите Страшного Суда Божия и вечной геенны только тем, что наружно креститесь, а сердцем, душой не переменитесь, не обновитесь, не покаетесь?.. Нет, этого недостаточно; мало даже только оставить грех, надо еще показать и добродетель. Сказано: не только уклонися от зла, но и сотвори благо (Пс. 33:15). Оставьте свое лицемерие и притворство. сотворите же достойный плод покаяния, живите, как подобает человеку покаявшемуся, творите дела любви.

Троицкие листки. №801-1050.