Толкования на Мф. 4:20

Свт. Иоанн Златоуст

И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним

Посмотрите же, какова их вера и послушание. Они заняты были своим делом (а вы знаете, как приманчива рыбная ловля); но, как скоро услышали призыв Спасителя, не замедлили, не отложили до другого времени, не сказали: «сходим домой и посоветуемся с родственниками»; но, оставив все, последовали за Ним точно так же, как Елисей последовал за Илией (3 Цар. 19:20). Христос желает от нас такого послушания, чтобы мы ни на малейшее время не откладывали, хотя бы того требовала самая крайняя необходимость. Вот почему, когда некто другой пришел к Нему, и просил позволения «похоронить отца своего» (Мф. 8:21), Он и этого не позволил ему сделать, показывая тем, что следование за Ним должно предпочитать всему. Ты скажешь, что им много было обещано. Но потому-то я особенно и удивляюсь им, что они, не видев еще ни одного знамения, поверили столь великому обещанию, и всему предпочли следование за Христом. Они поверили, что и они в состоянии будут уловлять теми же словами других, какими уловлены были сами. Да и это было обещано только Петру и Андрею; а Иакову и Иоанну и того не было сказано; только пример послушания первых проложил путь и им; впрочем, они и прежде много слышали об Иисусе.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 14-я.

Свт. Григорий Двоеслов

И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним

Возлюбленнейшая братия, вы слышали, что по единому слову повеления Петр и Андрей последовали за Искупителем. Но они не видели, чтобы Сей творил какие-либо чудеса, ничего не слышали от Него о награде вечного воздаяния; и однако же, по единому велению Господа, забыли о том, чем, казалось, владели. Почему же мы, сколько ни видим чудес, сколько ни поражаемся бичами, сколько ни устрашаемся жестокостями угроз, однако же нерадим о последовании Призывающему. Тот, Кто призывает нас, сидит уже на небе; под иго веры Он склонил уже выи [шеи] языков; уже уничтожил славу мира; уже возвещает о приближающемся дне Страшного Суда Своего страшными развалинами оного; и однако же гордая душа наша не хочет добровольно желать того, что ежедневно теряет по принуждению. Итак, возлюбленнейшие, что же мы скажем на Суде Его, когда не отвращаемся от любви настоящего века ни заповедями, ни угрозами Его? Но быть может, кто-либо в тайных своих помышлениях скажет: эти - тот и другой - рыбари, почти ничего не имевшие, что, или сколько оставили, по глаголу Господнему? - Но в этом деле, возлюбленнейшая братия, мы должны ценить более духовное расположение, нежели имение. Тот много оставляет, кто у себя ничего не удерживает; тот много оставил, кто, сколь бы мало ни имел, все бросил. Известное дело, что мы и владеем с любовью к тому, что имеем, и сильно желаем того, чего не имеем. Следовательно, Петр и Андрей много оставили, когда тот и другой оставили самое желание иметь. Тот много оставил, кто с обладаемой вещью отказался даже от желаний. Итак, этими последователями оставлено столько, сколько они могли желать, не последуя. Посему никто, при воззрении на других, оставивших многое, не должен говорить самому себе: «Желаю подражать презрителям мира сего, но не имею, что оставить». Много, братия, вы оставляете, если отказываетесь от земных желаний. Ибо внешнего нашего, сколь бы мало оно ни было, достаточно для Господа; потому что Он взвешивает сердце, а не вещество; не весит, сколько в жертве Его, но с каким расположением она приносится. Ибо, если мы будем весить вещество, то вот святые наши купцы на покинутые сети и лодки купили Вечную Жизнь Ангелов. Подлинно Царство Божие не имеет цены по оценке; но, впрочем, оно ценится во столько, сколько ты имеешь. Ибо для Закхея оно стоило половины имения, потому что другую половину он удержал для четверичного вознаграждения того, что приобрел неправедно (Лк. 19:8). Для Петра и Андрея оно стоило оставленных сетей и лодки; для вдовицы стоило двух лепт (Лк. 21:2); для другого стоило чаши холодной воды (Мф. 10:42). Итак, Царство Божие, как мы сказали, стоит столько, сколько ты имеешь.

Итак, взвесьте, братия, что дешевле в покупке, что дороже во владении. Но может быть, нет и чаши холодной воды, которую можно было бы подать нуждающемуся; и тогда Слово Божие обещает безопасность. Ибо при Рождении Искупителя явились небесные граждане для того, чтобы пропеть: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение (Лк. 2:14). Ибо перед очами Божиими рука никогда не бывает без дара, если ковчег сердца наполнен добрым расположением. Посему-то Псалмопевец говорит: на мне, Боже, обеты Тебе, я совершу Тебе славословие (Пс. 55:13) 1). Ясно говорит он как бы так: хотя я не имею внешних даров для жертвоприношения, однако же внутри самого себя нахожу то, что возлагаю на жертвенник хвалы Твоея, потому что Ты не питаешься нашим приношением, но лучше благоугождаешься сердечной жертвой. Ибо для Бога нет богаче жертвы, как добрая воля. Добрая же воля состоит в том, чтобы страшиться несчастий другого так же, как и своих; радоваться благополучию ближнего так же, как своему; чужие убытки признавать за свои; на чужие прибыли взирать, как на свои; любить друга не для мира, но для Бога; с любовью терпеть врага; никому не делать того, чего не желаешь терпеть сам; никому не отказывать в том, чего справедливо желаешь самому себе; помогать ближнему в необходимости, не только по силам, но и желать быть полезным (для него) даже выше сил. Итак, что богаче этого всесожжения, когда душа через приносимое Богу закалает саму себя на алтаре сердца?

Но это жертвоприношение доброй воли никогда вполне не совершается, если совершенно не оставляется пожелание мира сего. Ибо чего мы в нем желаем, в том без сомнения завидуем ближним; потому что кажется, что нам недостает того, чего достигает другой. И поскольку зависть всегда разноречит с доброй волей, то, как только последняя пленит ум, первая тотчас удаляется. Почему святые проповедники для того, чтобы совершенно любить ближних, старались ничего не любить в этом веке, ничего никогда не желать, ничего с пристрастием не иметь. Правильно взирая на них, Исаия говорит: кии суть, иже яко облацы летят, и яко голуби к окнам своим (Ис. 55:8) 2). Ибо он видит, что они земное презирают, духом приближаются к небесному, словами дождят, чудесами сияют. И тех, которых святая проповедь и высокая жизнь возвышали выше земных связей, он называет летящими, подобно облакам. Окна же суть наши глаза, потому что через них душа видит то, чего желает отвне. Но голубь есть животное простое и незлобивое. Посему, как голуби на окнах своих, суть те, которые ничего в этом мире сильно не желают, которые на все смотрят просто и не увлекаются желанием хищения относительно к тому, что видят. Напротив же, коршун, а не голубь на окнах своих, есть тот, кто сильно желает похитить то, что видит глазами. Итак, возлюбленнейшая братия, поскольку мы празднуем день мученичества блаженного Апостола Андрея, то должны подражать тому, что почитаем. Торжество души да даст обещание нашего неизменного благочестия; будем презирать земное; оставив временное, будем покупать Вечное. Если же мы еще не можем оставить собственного, то, по крайней мере, не будем желать чужого. Если сердце наше не горит еще огнем любви, то да обуздывается в своем домогательстве страхом, дабы, ободренное в шествии к своему совершенству, оно, удерживаясь от желания чужого, со временем достигло до презрения собственного, при помощи Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава, честь и держава, со Отцом и Св. Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Сорок бесед на Евангелия.

Свт. Николай Сербский

И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним

См. Толкование на Мф. 4:19

Блж. Иероним Стридонский

И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним

См. Толкование на Мф. 4:17

Блж. Феофилакт Болгарский

И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним

См. Толкование на Мф. 4:19

Евфимий Зигабен

И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним

См. Толкование на Мф. 4:18

Еп. Михаил (Лузин)

И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним

«Тотчас оставив сети»: сети и ловля ими были, может быть, единственными их средствами к жизни, и не только их, но и их семейств. Несмотря на то, как только они услышали призвание их Господом, тотчас оставили их, что свидетельствует о силе слова Господа и самоотвержении призванных. — «Последовали за Ним»: следовать за кем значит быть учеником того, принимать учение его (ср. 4 Цар. 6:19).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним

Что такое значит быть ловцами человеков, каковыми при призывании Господь обещал сделать апостолов? Это значит: проповедовать евангелие Христово и сею проповедью, подобно рыболовным сетям, извлекать людей из жизни в неверии и грехе.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.


Оставили сети и лодки (мрежи и корабль) – оставили ловлю, т. е. оставили то, что, может быть, было у них единственным средством к жизни с семействами. Иаков и Иоанн оставили даже отца своего. Так велика была сила слова Господа и так изумительны вера и самоотвержение призванных! Долг и всякого христианина – оставлять все, что препятствует добродетели и богоугождению. По Нем идоста (последовали за Ним), т.е. сделались учениками Спасителя, – приняли Его учение. Следовать за кем значит быть учеником того, принять учение его (4 Цар. 6, 19). Апостолы сделались неразлучными спутниками Христа: нужно было им, как проповедникам о Нем, быть свидетелями Его жизни, учения и чудес до самого Его вознесения на небо.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним

(Почти буквально Мк. 1:18). Смысл выражения зависит от того, где поставить запятую. Правильнее относить “тотчас” к “оставив”.

Троицкие листки

И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним

Но поняли ли тогда апостолы-рыбари, что означает это обещание Христово — сделать их ловцами человеков? Едва ли… И, однако же, они ни на минуту не задумались, не остановились даже, чтобы передать кому-нибудь свои рыболовные сети, дабы они без пользы не пропали: они просто их бросили и с полной готовностью тотчас же последовали за Иисусом: И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Такова сила Божественного слова Иисусова. Но велика была и их вера Христу: хотя Он и призвал их, но не принуждал; могли и не пойти, но, однако же, пошли, и пошли тотчас же. Вот такого же послушания желает и от нас Христос Спаситель наш: чтобы мы ни на минуту не откладывали того, чего требует Его закон. И как тогда говорил Он апостолам: идите за Мною, так и теперь всех Он призывает к Себе: придите ко Мне все.. (Мф. 11:28). Если и ты, христианин, услышишь слово Божие или голос твоей собственной совести, призывающий тебя на молитву или на дело доброе, Богу угодное, то ведай, что это Христос невидимо мимо ходит и взирает, и зовет тебя. Пошли апостолы за Христом, это значит — стали неразлучными спутниками, учениками Его, и всем сердцем отдались на Его святую волю.

Троицкие листки. №801-1050.

Анонимный комментарий

И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним

Чтобы никто из христиан не говорил: «Разве я не могу любить богатство и быть угодным Христу?», апостолы, оставив свои сети, учили нас тому, что никто не может обладать земным и достичь в совершенстве небесного. Посмотри, как воздух, располагаясь между небом и землей, отделяет друг от друга творение, показывая, что не может быть никакого смешения между небесным и земным. Небесное, будучи духовным и легким, естественным образом всегда устремлено ввысь. А земное, обладая весом, всегда тяготеет книзу. Так, если будешь держаться духовного, оно устремит тебя вверх, а если земного - потянет вниз. Итак, они оставили свои сети, чтобы они не стали скорее препятствием для труда, чем дополнительной помощью.

И прежде чем сказать или сделать что-либо, Он призывает апостолов, чтобы от них ничего не было скрыто ни из слов, ни из дел Христовых, чтобы они смогли потом смело сказать: Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян. 4:20). Он увидел их не телесным взором, а духовным, глядя не на их лица, а в сердце. И Он избрал их не потому, что они словно бы были [уже] апостолами, а потому, что могли стать ими. Подобно тому как художник, увидев драгоценные, но необработанные камни, выбирает их не потому, что они уже ценны, а потому, что могут стать такими (ибо он опытен в своем ремесле и не презирает добро, не имеющее внешнего блеска), так и Господь, увидев апостолов, избрал не дела их, а сердце.

1) Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея.
2) подлиннике ad fenestras suas. Но по славянскому переводу: со птенцы ко мне. В настоящем переводе удержаны слова латинского подлинника потому, что на значении их основывается дальнейшее объяснение Св. Отца.