Толкования на Мф. 5:12

Свт. Иоанн Златоуст

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас

Посмотри, какая опять награда: «ибо велика ваша награда на небесах». Если ты слышишь, что не при каждом роде блаженства даруется царство небесное, не унывай. Хотя Христос различно описывает награды, но всех вводит в царство. И когда Он говорит, что плачущие утешатся, и милостивые будут помилованы, и чистые сердцем узрят Бога, и миротворцы назовутся сынами Божьими, — всем этим Он означает не что иное, как Царство Небесное. Кто получит те блага, тот получит, конечно, и Царство Небесное. Итак, не думай, что этой награды удостоятся одни только нищие духом; ее получат и жаждущие правды, и кроткие, и все прочие. Он для того при каждой заповеди и упомянул о блаженстве, чтобы ты не ожидал ничего чувственного. Не может быть блаженным награждаемый тем, что в настоящей жизни разрушается и исчезает скорее тени. Сказав: «велика ваша награда», Христос присовокупил еще другое утешение: «так гнали и пророков, бывших прежде вас». Так как приближалось царствие, и было ожидаемо, то Он представляет им утешение в общении с теми, которые прежде них пострадали. Не думайте, говорит Он, будто вы страдаете потому, что говорите и предписываете вопреки справедливости, или что вас будут гнать, как проповедников нечестивых учений. Вы подвергнетесь наветам и опасностям не потому, будто вы неправо учите, а по злобе слушающих. Поэтому и клеветы падут не на вас — страдальцев, а на тех, которые так худо поступают. Об этом свидетельствует все прежнее время. И пророков не обвиняли в беззаконии, или безбожном учении, когда некоторых из них побивали камнями, других изгоняли, а иных подвергали другим бесчисленным бедствиям. Итак, да не устрашает это вас. По тем же соображениям и ныне все делают. Видишь ли, каким образом он ободряет их, ставя их наравне с Моисеем и Илией? Так и апостол Павел в послании к фессалоникийцам говорит: «ибо вы, братья, сделались подражателями церквам Божьим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся» (1 Фес. 2:14-15). То же самое и здесь Христос сделал. Хотя Он в других блаженствах говорил: «блаженны нищие, блаженны милостивые»; но здесь говорит Он уже определенно, и прямо обращает речь Свою к ученикам: «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11), показывая, что это по преимуществу относится к ним, и свойственно перед всеми прочими учителями. Вместе с тем здесь Он показывает Свое достоинство и равночестие с Отцом. Он говорит: как пророки страдали ради Отца, так вы будете страдать ради Меня.

Когда же Он говорит: «пророков, бывших прежде вас», то этим показывает, что и сами они уже были пророками. Потом, желая показать, что страдания особенно для них полезны и служат к их славе, не сказал, что вас будут поносить и преследовать, а Я этому воспрепятствую. Он хочет обезопасить их не от того, чтобы они ничего худого о себе не слыхали, но чтобы худые слухи переносили великодушно, и оправдывали себя делами, потому что последнее гораздо лучше первого, и не унывать во время страданий гораздо важнее, чем совсем не страдать. Потому Он здесь и говорит: «велика ваша награда на небесах».

Но чтобы кто не сказал: почему же Ты ныне не отмщаешь злословящих и не заграждаешь уст их, а обещаешь награду на небесах? – Христос представил для этого пророков, показывая, что Бог и в их время не отмщал врагам их. Но если и тогда, когда воздаяние было на виду, Бог поощрял их надеждой на будущее, то, гораздо более Он поощряет ныне, когда и самая надежда на будущее прояснилась и любомудрие стало выше. Заметь и то, после скольких заповедей предложил эту последнюю. Он сделал это не без намерения и желал показать, что тот, кто заранее не приготовлен и не утвержден всеми теми заповедями, не может вступать и в эти подвиги. Потому-то Христос сплел нам из этих заповедей золотую цепь, всегда пролагая путь от предыдущей заповеди к последующей. В самом деле, человек смиренный будет оплакивать и грехи свои; оплакивающий свои грехи будет и кротким и праведным и милостивым; милостивый, праведный и сокрушенный будет непременно и чистым по сердцу, а такой будет и миротворцем; а кто всего этого достигнет, тот будет готов и к опасностям, не устрашится злоречия и бесчисленных бедствий.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 15-я.

Свт. Хроматий Аквилейский

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас

Все, что во время гонений за имя Христа может придумать нечестивое вероломство гонителей: изобрести разные поношения или причинить телесные страдания, - мы должны не только терпеливо переносить, но принимать с радостью и ликованием ради будущей славы. Ибо Господь говорит: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Сколь славно терпеть это гонение, награда за которое на небесах, как говорит Господь! И потому мы, преданные вере, помышляя о награде обещанной славы, должны быть готовы к перенесению всех страданий, чтобы снискать славу пророков и апостолов.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Свт. Филарет (Дроздов)

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас

КАКУЮ НАГРАДУ ОБЕЩАЕТ ГОСПОДЬ ЗА МУЧЕНИЧЕСКИЙ ПОДВИГ?

Господь обещает за этот подвиг великую награду на небесах, т. е. преимущественную и высокую степень блаженства.

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви.

Прп. Симеон Новый Богослов

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас

Чего же ради после всех положил Он гонимых и поносимых и властно повелевает им, говоря: радуйтеся и веселитеся? Того ради, что только тот, кто покажет покаяние, достойное грехов его, а от покаяния сделается смиренным (повторю опять все то же), каждодневно плачет, бывает кроток, от всей души алчет и жаждет Солнца правды, бывает милосерд и сострадателен до того, что все страдания, скорби и болезни других считает как бы своими, очищается плачем и зрит Бога, содружается с Ним, бывает воистину миротворцем и удостоивается наименоваться сыном Божиим, – только тот, кто сделается таковым, может, и когда бывает гоним, бием, поносим, оклеветаем и слышит всякий злой глагол про себя, с радостию и неизреченным веселием претерпеть все сие. Зная сие, Владыка наш и Бог гонимых ублажил после всех и так решительно сказал к ним: радуйтеся и веселитеся. Кто же не сделается таковым, ужели не может снести все сие? Нет, не может.

Слова (Слово 70-е).

Прав. Иоанн Кронштадский

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. По мере того, как праведные за свою правду терпят на земли поношения, гонения, лишения, — увеличивается и их награда на небесах; здесь они часто лишаются всего, там, получат с избытком все: нетленную славу, нетленный венец, неоскудевающее сокровище, непрестанное веселие, нескончаемое царство, которое да даст Господь получить всем нам благодатию и щедротами и человеколюбием единороднаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, Которому со Отцем и Святым Духом честь и слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Беседы о Блаженствах Евангельских.

Блаж. Иероним Стридонский

Радуйтесь и веселитесь, ибо награда ваша на небесах велика (copiosa). Ибо так преследовали пророков, которые были прежде вас

Я не знаю, кто из нас способен исполнить то, чтобы, когда слава о нас искажается поношениями, мы радовались о Господе. Итак, мы должны радоваться и веселиться, чтобы на небесах нам была уготована награда. В некоем свитке мы читаем следующее изящно написанное изречение: «Не ищи славы, и не скорби, когда будешь бесславен».

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Радуйтесь и веселитесь, ибо награда ваша на небесах велика. Ибо так преследовали пророков, которые были прежде вас

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах

Господь не говорил о великой награде за другие добродетели, но здесь сказал о ней, показывая этим, что переносить поношения - великое и самое трудное дело, ибо многие и сами себя лишили жизни. И Иов, перенесший другие искушения, особенно был возмущен тогда, когда друзья поносили его, будто он страдает за грехи.

так гнали и пророков, бывших прежде вас

Чтобы не подумали апостолы, что их будут гнать за проповедь чего-либо противного учению Христа, Господь утешает их, говоря, что и пророков прежде вас гнали за добродетель; поэтому в их страданиях вы имеете утешение.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Тако бо изгнаша пророки, иже (беша) прежде вас

Радуйтесь и веселитесь духом все поносимые, и преследуемые, злословимые, как сказано. Говоря же: мзда ваша многа на небесех, приводит и другое утешение. Претерпевать поношения – дело великое и весьма трудное. Посему и Иов, претерпев другие испытания, особенно был смущен тогда, когда его поносили друзья, как страдающего за грехи.

тако бо изгнаша пророки, иже (беша) прежде вас

Отсюда ясно, что слова: блажени есте… и т.д. собственно сказаны к ученикам, и чрез них и ко всем, кто будет подражать ученикам Его. Тако бо изгнаша пророки, иже (беша) прежде вас. Как это тако? Разумеется понося, изгоняя и ложно злословя их, ради Бога. Как вы посылаетесь Мною проповедовать то, что Я скажу, так и они были посланы Богом. Говоря: пророки, иже (беша) прежде вас, показывает, что и они будут пророчествовать. Если для тех не было непристойно страдать за Бога, то тем более вам. Таким сравнением их с пророками ободрил их умы. Обрати внимание на то, после скольких заповедей поставил блаженство об изгнании ради правды, и блаженство о поношении, преследовании и злословии, показывая, что вступающему в такую борьбу необходимо укрепиться всеми предыдущими заповедями. Посему, воспользовавшись определенным порядком, соткал нам золотую цепь. Всякий смиренный духом будет оплакивать свои прегрешения; оплакивающий будет кротким; кроткий будет, конечно, праведным; праведный будет милостивым: осуществивший все это на деле будет также чист сердцем; и таковой будет и миротворцем; кто шел с успехом даже доселе, тот подвергнется опасностям, но великодушно перенесет все, что ни последует. Напомнив то, что следовало, опять ободряет их похвалами.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас

Награда на небесах. За таковые преследования велика для преследуемых и поносимых. Те, кто много терпит здесь, на земле, за Христа, много и награждены будут на Небесах, а потому они не должны унывать здесь от преследований, а, напротив, должны радоваться и веселиться в надежде на эту награду. Так Апостолы радовались тому, что за имя Господа удостоились принять бесчестие, когда иудеи били их (Деян. 5:40–41). Так обыкновенно мученики шли с радостью на мучение за имя Христово.

Гнали пророков. Провозвестников воли Божией еврейскому народу, посылаемых Самим Богом. Нечестивые цари иудейские и народ часто преследовали сих посланников Божиих, иногда мучили их и убивали – история исполнена примеров сего (ср.: Евр. 11).

Толковое Евангелие.

Прот. Иоанн Бухарев

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас

Радуйтеся и веселителя, яко мзда ваша многа (велика ваша награда) на небесех. Кто много терпит здесь на земле за Христа, тот много и награжден будет на небесах. А потому не должно унывать от преследований, а, напротив, должно радоваться и веселиться в надежде на сию награду. Так радовались апостолы, когда Иудеи бесчестили их за имя Христово (Деян. 5, 40). Так мученики с радостью шли на мучение за имя Христово. Тако бо изгнаша пророки (так гнали пророков). Нечестивые цари еврейские и народ часто преследовали пророков, иногда мучили их и убивали (Евр. 11 гл.). Например, Илию преследовали Ахав и Иезавель, Захария был побит камнями (Мф. 23, 35), Исайя перепилен деревянною пилою. «Заметь, – пишет св. Златоуст относительно сей последней заповеди о блаженстве, – после скольких заповедей предложил Господь последнюю. Он хотел показать, что тот, кто заранее не подготовлен всеми теми заповедями, не может вступить и в подвиг мученичества».

Часть нагорной проповеди Иисуса Христа, с 3-го ст. по 12-й, называется учением Его о блаженстве, девятью евангельскими заповедями, так как в сем учении Господь Спаситель указывает на то, каким должен быть христианин, чтобы получить блаженство на небе.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Анонимный комментарий

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас

Взвесьте посрамление земное и славу небесную и посмотрите: разве то, что вы претерпеваете на земле, не много легче того, что ждет нас на небесах? Но, быть может, кто-нибудь скажет: кто же может, когда его ложно злословят, уж не скажу радоваться, но хотя бы мужественно переносить? Всякий, кто не услаждается тщеславием. Возжелавший небесного не страшится поношения на земле - он заботится не о том, что говорят о нем люди, а о том, как о нем будет судить Бог. А кто радуется людской славе, то как радуется, так и огорчается - от порицания людей он огорчается, и как огорчается, так и радуется. Но кто от людской славы не превозносится, тот и не умаляется при порицании. Кто где славы ищет, тот там страшится посрамления. Кто ищет славы на земле, тот и страшится посрамления на земле. Но кто не ищет славы, кроме как славы у Бога, тот не страшится посрамления, кроме как посрамления пред Богом. И если воин выносит опасности войны, рассчитывая на награду после победы, то тем более на земле вы не должны страшиться поношения от мира, ожидая награды Царства Небесного.

Лопухин А.П.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас

(Лк. 6:23). К общему выражению Матфея “радуйтесь и веселитесь” у Луки прибавлено “в тот день”, т.е. в самое время поношений, гонений и злословия, в самый день горя, происходящего от всех этих зол. Мысль о высшей небесной награде людям, не встречающим, ради Христа, в этом мире ничего, кроме злобы, гонений и поношений, естественна, и вполне отвечает требованиям здравой логики и нравственности. С мнением, что Спаситель здесь разумел только учеников, и что только через посредство их говорил ко всем остальным, которые намеревались подражать ученикам (Евф. Зигабен и др.), нельзя согласиться. Что слова Его не относились только к ближайшим ученикам, это доказала история гонений на христиан. Мысль свою Христос подтверждает тем, что “так гнали и пророков, бывших прежде вас”, с одной стороны, поставляя и возвышая Своих слушателей на степень, одинаковую с пророками, а с другой — указывая на общий, обычный характер пророческого жребия и служения. Какие именно факты гонений на прежних пророков Спаситель имеет здесь в виду, об этом Он не говорит. Нужно предполагать, что слушателям Христа эти факты были хорошо известны (ср. Деян. 7:52; Евр. 11:32-40; Иер. 20:2; 2 Пар. 24:21).

Троицкие листки

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах! И апостолы, действительно, радовались, когда Иудеи безчестили их за имя Христово. так гнали и пророков, бывших прежде вас. Так гнали, поносили и Самого Божественного Учителя, Господа Иисуса Христа. Сравнивая апостолов с пророками, Спаситель одобряет их. Не вы одни будете терпеть, как бы так говорит Он: это удел всех праведников, даже пророков, с которыми и вы будете вместе в Царстве Небесном. «Христос обещает награду, — замечает святитель Иоанн Златоуст, — не за опасности только, но и за поношение, за клеветы, злословие, ибо злословие иногда уязвляет более, чем оскорбление делом и опасность. Иов все беды переносил благодушно, а когда стали друзья злословить его и говорить, что он наказывается за грехи свои, то и этот мужественный и великий терпеливец поколебался и возопил: Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои (Иов. 19:21)! Заметь, — продолжает святитель Златоуст, — после скольких заповедей предложил Он последнюю. Он хотел показать, что тот, кто заранее не подготовлен всеми теми заповедями, не может вступить и в подвиг мученичества. Потому-то от первой заповеди пролагая путь к последующей, Христос сплел нам златую цепь. Ибо человек смиренный будет оплакивать и грехи свои; оплакивающий свои грехи соделается кротким, тихим и милостивым; милостивый, конечно, соделается и чистым по сердцу; а чистый сердцем соделается и миротворцем; а кто всего этого достигнет, тот будет готов к опасностям, не устрашится злоречия и безчисленных бедствий. Кто хочет получить блаженство с мучениками? «Почувствуй мучения совести, — говорит святой Афанасий, — умри для греха, отсеки греховные пожелания, и ты будешь мученик по произволению. Мученики боролись с мучителями, царями и князьями: есть и у тебя мучитель — диавол, этот царь греха; есть и князья гонители — это демоны. Блудная похоть — вот мерзостная Афродита, гнев и ярость — вот идол Арей. Если сохранишь себя от этих страстей, от греховных пожеланий, то это и будет означать, что ты попрал кумиры и стал мучеником». Таково небесное Божественное учение о блаженствах. Господь называет вожделенным то, чего люди обыкновенно избегают и боятся: нищету, плач, терпение, скорби… Но за все это Он обещает награду в Царстве Небесном.

Троицкие листки. №801-1050.

Митр. Иларион (Алфеев)

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас

См. Толкование на Мф. 5:10