Толкования на Мф. 8:21

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 21-22 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов

Другой же некто, продолжает евангелист, сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Видишь ли различие? Тот бесстыдно говорит: я пойду за Тобой, куда бы Ты ни пошел (Мф. 8:19); а этот, даже испрашивая позволение на благочестивое дело, говорит: позволь мне. Впрочем, Христос не позволил, а сказал: иди за Мной, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

Спаситель везде обращал внимание на намерение. Но почему, скажет кто-либо, не позволил? Потому что и без него было кому исполнить то дело, и умерший не остался бы без погребения; между тем ученику не должно было удаляться от дела более необходимого. Сказав же: своих мертвецов, показывает, что мертвец не Его. Умерший, по моему мнению, был из неверующих. Если же ты удивляешься юноше в том, что он спрашивал Иисуса о столь необходимом деле и не удалился самовольно, то тем более подивись тому, что он остался при Иисусе и тогда, когда получил запрещение. Но скажет кто-либо: не быть при погребении отца не было ли знаком крайней неблагодарности? Если бы он сделал это по лености, то оказал бы неблагодарность; но если сделал это для того, чтобы не прервать необходимейшего дела, то в таком случае удалиться было бы знаком величайшего неразумия.

Конечно, Иисус запретил ему не потому, чтобы повелевал не воздавать почтения родителям, но с целью показать, что ничто не должно быть для нас необходимее небесного, и что с великим тщанием должно стараться о небесных благах и не забывать о них даже на самый краткий срок, хотя бы отвлекали от того самые нужные и неминуемые дела. В самом деле, что может быть необходимее погребения отца и что легче? На это потребно было немного времени. Если же и настолько времени, сколько нужно для погребения отца, не безопасно оставлять духовные предметы, то представь, чего будем достойны мы, которые всегда оставляем дела христианские и самое маловажное предпочитаем необходимому, и без всякого побуждения предаемся нерадению.

Далее, мудрости учения Спасителя должно удивляться и потому, что Он сильно привлек к Себе юношу словом и, вместе с тем, освободил его от бесчисленного множества зол, как-то: от рыданий, плача и всего отсюда происходящего. Действительно, после погребения нужно было рассматривать завещания, заниматься разделом наследства и всем прочим, что происходит в таких случаях, – и, таким образом, волна за волной, унося его все дальше, весьма далеко увлекли бы от пристанища истины.

Потому-то Христос влечет и прикрепляет его к Себе. Если же ты еще удивляешься и смущаешься тем, что ему не было дозволено находиться при погребении отца, то вообрази, что многие не дают знать малодушным о смерти их ближних и не допускают быть при гробе, хотя бы умер отец, или мать, или сын, или другой кто-либо из родственников, и мы за это не обвиняем их в жестокости и бесчеловечии – и весьма справедливо. Напротив, допускать малодушных предаваться плачу – было бы делом жестокости.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 27-я.

Свт. Кирилл Александрийский

Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего

Почитание родителей - [дело] праведное, если оно не вступает в противоречие с почитанием Бога. Когда же эти две [вещи] сталкиваются друг с другом, одно следует презреть, а другого держаться, особенно если почитание родителей препятствует угождению Богу. Ибо Бога нужно прославлять лучшим, чтобы мы не оказались, по примеру Каина, уделяющими Богу второстепенное. Подобно этому и ветхий закон запрещал священникам приближаться к мертвецам, заниматься домашними делами и руководствоваться плотскими симпатиями. Но закон учит посредством теней, а Христос неприкровенно, чтобы желающий послужить Богу не выставлял никакое родство в качестве причины занятости, [не позволяющей] ему быть со Христом. Ибо и Сам Он ради пользы бывших с Ним презрел Матерь и братьев, сказав: Кто Матерь Моя? И кто братья Мои? и Вот Матерь Моя (Мф. 12:48-49).

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Блаж. Иероним Стридонский

Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего

Какое подобие между книжником и [этим] учеником? Первый называет Его учителем, второй исповедует Его Господом. Последний по благочестию своему желает пойти на погребение отца, а первый, имея в виду следовать за Ним куда угодно, рассчитывает получить [нечто] для себя, добиваясь иметь не учителя, а выгоду от Учителя.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 21-22 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов

После того как кто-либо предал себя Богу, он не должен возвращаться снова к житейскому. Должен почитать и родителей, но Бога должно ставить выше них. Здесь же родитель был еще и неверный, что видно отсюда: «предоставь мертвым», то есть неверным, «погребать своих мертвецов». Если же этот не получил позволения похоронить отца, то горе тем, которые, приняв монашество, возвращаются к житейским делам.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Другий же от ученик Его рече Ему: Господи, повели ми прежде ити и погребсти отца моего

Кто именно был этот ученик, Евангелист не обозначил; но кто бы он ни был, все-таки был весьма благоразумным. Смотри, что и в деле, по видимому справедливом и необходимом, он ищет позволения, не желая отлучиться по собственной воле. Сказал прежде, показывая, что потом он последует везде.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего

Т. е. прежде нежели я сделаюсь постоянным, неразлучным Твоим учеником, позволь мне отдать последний долг умершему моему отцу. У Евреев считалось священною обязанностью детей находиться при погребении родителей. Так Иосиф хоронил своего отца Иакова, Товия – Товита (Быт. 25, 9. Тов. 4, 3).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего

(Лк. 9:59). Почему ко Христу была обращена такая просьба, у Матфея не ясно. Из дополнения Луки она делается яснее. По Луке Сам Христос сказал одному из учеников Своих (αύτοΰ недостает, впрочем, в некоторых кодексах): “следуй за Мною”. В ответ на это “ученик” и сказал слова, приведенные почти одинаково как у Матфея, так и у Луки (вместо έπί τρεψόν μοι πρώτον άπελθείν και θαψαι Лука: έπί μοι πρώτον άπελθόντι θάψαι (и проч.). Этот рассказ приводится у Климента Александрийского (Strom. 3), и там говорится, что Господь сказал эти слова Филиппу. Но такое добавление едва ли может считаться точным. Думают, что это было какое-нибудь лицо из среды учеников Христа в обширном смысле, а не из тех, которые принадлежали к 12-ти. Этот ученик не спрашивал Христа, следует ли ему идти за Ним, а только просил Его позволить ему повременить следованием, — потому что не сомневался в том, что следовать должно (Иларий). По всему видно, что он не мог принять участия только в путешествии и переправе на восточный берег озера. Просьба его была, по замечанию Альфорда, очень разумна и почтенна, если опустить слово πρώτον (прежде).

Толковая Библия.

Троицкие листки

Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего

Не потому ли и стремились к Нему так простые, добрые сердца даже тех, которые еще не могли сразу порвать земные привязанности? Вот святой евангелист приводит пример такой колеблющейся доброй души: Другой же из учеников Его (уже бывший отчасти учеником Его) сказал Ему: Господи! позволь мне прежде, чем сделаюсь постоянным, неотлучным учеником Твоим, пойти и похоронить отца моего, исполнить священную обязанность сына – отдать последний долг отцу. «Видишь ли различие? – говорит святитель Златоуст. – Тот безстыдно говорит: «пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел», а этот, даже и спрашивая позволение на благочестивое дело, говорит: «позволь мне».

Троицкие листки. №801-1050.