Толкования на Мф. 8:25

Свт. Иоанн Златоуст

Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем

Итак, когда поднялась буря и море сильно волновалось, ученики будят Его, говоря: Господи! спаси нас, погибаем. Спаситель, прежде чем усмирить море, обратился к ним с обличением.

Буря, как сказал я, попущена была для научения учеников; это было образом имеющих постигнуть их искушений, так как и после того Спаситель часто попускал им впадать в жесточайшие бедствия, и через то укреплял дух их. Потому и Павел говорил: мы не хотим оставить вас, братья, в неведении, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых (2 Кор. 1:8).

И далее опять говорит: Который избавил нас от столь близкой смерти (2 Кор. 1:10). Итак, Иисус прежде всего укорил учеников Своих, показывая тем, что надобно быть мужественными и среди сильнейшего обуревания волн, что Он все устраивает во благое. Так и самое смущение их принесло им пользу, поскольку чудо представилось им гораздо важнейшим, и происшествие навсегда сохранилось в их памяти. Когда Бог имеет намерение совершить что-нибудь чудесное, то сначала предустраивает многое для утверждения его в памяти людей, чтобы они не забывали совершенного Им чуда. Так и Моисей сначала страшится змия, и страшится не просто, но и с великим смущением, и потом уже видит совершающееся чудо; так и ученики ожидали сначала себе погибели, а потом получили спасение, чтобы они, через уверенность в опасности, познали величие чуда. Вот почему Спаситель и предается сну. В самом деле, если бы буря случилась во время Его бодрствования, то они или не устрашились бы, или не стали бы Его просить, а может быть даже не подумали бы, что Он может совершить подобного рода чудо. Потому-то Он и предался сну, чтобы дать им время испытать страх, и заставить их сильнее почувствовать происходящее. Человек иначе смотрит на то, что случается с другими людьми, и что случается с ним самим. Так как ученики видели всех других облагодетельствованными, а себя самих не получившими никакого благодеяния, и были беззаботны (они ведь ни хромы не были, и никакой другой подобной болезни не имели), и потому им надлежало собственным чувством испытать Его благодеяния, то Он попускает восстать буре, чтобы им через спасение от нее сильнее почувствовать Его благодеяние.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 28-я.

Блаж. Иероним Стридонский

Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем

См. Толкование на Мф. 8:23

Блаж. Петр Хрисолог

Тогда ученики Его, подошедши к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас: погибаем

Поэтому, когда ученики поняли, что это им не хватило морских навыков, что против них свирепствовало море, их требовали волны и против них сошлись вихри ветров, они в страхе прибежали к Кормчему [всех] вещей, Содержителю вселенной и Повелителю стихий, прося, чтобы Он усмирил волны, устранил опасность и спас [их], утративших надежду.

Собрание проповедей.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 25-26 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина

Тогда ученики Его, подошедши к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас: погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные

Господь не называет их неверными, а маловерными, потому что, когда сказали: «Господи, спаси нас», они показывали свою веру, но слово «погибаем» - не от веры. Им не должно было бояться, когда Господь плыл с ними. Обратите внимание, что, укоряя их как робких, Господь показывает, что боязливость привлекает опасности. Поэтому Он успокоил сначала их душевную бурю, а затем утишил и морское волнение.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

И пришедше ученицы Его возбудиша Его, глаголюще: Господи, спаси ны, погибаем

У Марка стоит: Учителю, не радиши ли, яко погибаем (Мк. 4,38); у Луки: Наставниче, Наставниче, погибаем (Лк. 8:24). Одни говорили это, а другие – то; один – одно, а другие – другое, не все они сказали все это.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 25-26 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина

Что страшливи есте, маловерии (что вы так боязливы, маловерные?). Т .е. «зачем вы забыли, что с вами Сын Божий и что с Ним вы всюду безопасны? Как могли вы подумать, что может погибнуть Тот, Кто творит пред вами столько чудес? Если же Он с вами, то нечего бояться вам». Не называет неверными, а маловерными, потому что, когда они сказали: Господи, спаси нас!, – показали в этом веру; но слово погибаем не было уже от веры. Как равно и в том, что апостолы думали, что Иисус Христос, вставши от сна, может укротить бурю, была вера, но в том, что Он может сделать это и во время сна, было маловерие. Запрети ветром и морю, и бысть тишина велия (сделалась великая тишина). В минуту своей дикой ярости, природа узнала голос Того, Кто был ее Творец и Владыка, и радостно возвратилась в послушание Ему.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Тогда ученики Его, подошедши к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас: погибаем

См. Толкование на Мф. 8:24

Троицкие листки

Тогда ученики Его, подошедши к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас: погибаем

Искусство опытных рыбарей не помогало; вера учеников ослабела, и они решились, наконец, разбудить своего Божественного Учителя и Господа. Тогда ученики Его, подошедши к Нему, разбудили Его и сказали: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» (Мк. 4:38), неужели Ты не заботишься, что мы погибаем? «Наставник! Наставник! погибаем! (Лк. 8:24). Господи! спаси нас: погибаем».

Сколько страха слышится в этих тревожных возгласах! Но в них же слышится и борющаяся со страхом надежда на могущество Господа. «Хотя они, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – были уверены в том, что Он, встав, может укротить бурю, но что может сделать это и во время сна – в этом не были уверены». И Господь пробудился от сна.

Троицкие листки. №801-1050.