Толкования на Мф. 9:3

Свт. Иоанн Златоуст

При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует

Книжники, снедаемые злобою, и думая обвинить Его в богохульстве, против своей воли способствовали, однако, прославлению совершившегося чуда. Спаситель по Своей прозорливости воспользовался их хулою для показания знамения. Когда они возмущались и говорили: «Он богохульствует. Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк. 2:7), – что тогда Господь сказал им в ответ? Опроверг ли их мнение? Если бы Он не был равен Отцу, то Ему надлежало бы сказать: для чего вы составляете обо Мне неправильное мнение? Я не имею такого могущества. Но Он не сказал ничего подобного, а подтвердил и доказал совершенно противное, как словами Своими, так и сотворенным чудом. Но, так как собственный отзыв Его о Себе мог казаться неприятным для слушателей, то Он через других показывает, кто Он, и, что удивительно, не только через друзей, но и через врагов, в чем открывается Его высочайшая мудрость. Через друзей Господь показал это, когда сказал прокаженному: «хочу, очистись», и сотнику: «В Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8:3, 10); а через врагов – при настоящем случае.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 29-я.


«При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует»; не высказали этого слова, не произнесли языком, но сокровенно подумали в душе. Что же Христос? Он обнаружил сокро­венные помышления их, желая показать им силу своего Бо­жества прежде доказательства посредством исцеления тела рас­слабленного. А что одному только Богу, Его Божеству, свой­ственно открывать сокровенные мысли души, об этом в Пи­сании говорится: «Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих» (3Цар. 8:39).

Беседа о расслабленном, спущенном через кровлю.

Свт. Николай Сербский

При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует

Так подумали те, что не радуются благу, союзники и рабы зла. Они словно говорят: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» Эти люди с усохшими душами, считавшие себя величайшими мудрецами и жаждавшие свести Христа хотя бы до своего уровня, если не ниже, – безусловно, не в состоянии были вместить в свой плотской и помраченный ум мысль о том, что Бог мог явиться как Человек и что сие явление Бога в Человеке и произошло в лице Самого Господа нашего Иисуса Христа. Им дела нет ни до страданий расслабленного, ни, тем более, до его исцеления, они отслеживают всякое слово Христово, чтобы получить возможность унизить Христа, устранить со своего пути и из своей совести. «Мстя за свои страсти, они думали, что мстят за богохульство» (Зигабен). Ибо Он был для них слишком велик.

Беседы на Евангелие.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 3-4 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших

У пророка мы читаем, что Господь говорит: Я есмь истребляющий неправды твои (Ис. 43:25). Таким образом книжники обличают Господа в богохульстве, потому что считали Его человеком и не понимали слова Божия. Но Господь, видя помышления их, показал Себя как Бога, который может знать сокровенную сторону сердца и как бы молча говорит так: «Тем же величеством и силой, которыми Я созерцаю помышления ваши, Я могу и отпускать людям прегрешения их. По себе вы поймете то, что должно случиться с расслабленным».

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 3-5 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших. Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи

Он показывает Себя Богом уже тем одним, что знает их помышления. Обличает же их, как бы это говоря: «Вы думаете, что я богохульствую, так как присваиваю Себе право отпускать грехи, что составляет великое дело. Вы думаете, что Я прибегаю к этому с тою целью, чтобы не быть изобличенным, но, врачуя тела, Я удостоверяю вас, что смогу исцелить и души, - делом, которое гораздо легче, но которое обычно считается более трудным, докажу и отпущение грехов, которое велико, но вам кажется более легким потому, что оно невидимо».

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

И се, нецыи от книжник реша в себе: Сей хулит

Марк сказал яснее: бяху же нецыи от книжник ту седяще и помышляюще в сердцах своих: что Сей тако глаголет хулы; кто может оставляти грехи, токмо един Бог. Соблазнялись по причине зависти и лукавства. Часто они видели, как Спаситель со властью прогонял болезни, изгонял бесов, повелевал ветрам и морю и совершал все это, превышая человеческие силы; но они, мстя за свои страсти, думали, что мстят за оскорбление Бога.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 3-4 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших

Сей хулит (Он богохульствует). Богохульствовать, или хулить Бога, значит унижать имя Божие, говорить о Боге нечестиво, или еще – присваивать себе то, что принадлежит Богу, как, например, прощать другому грехи, что может делать только один Бог. Таким образом, не веря в Божество Иисуса Христа, книжники обвиняли Его в том, что Он присваивает себе право прощения грехов, которое принадлежит только Богу. Но Господь далее, при исцелении расслабленного, еще более показал, что Он есть Бог и обещанный Мессия, – во-первых, как Всеведущий, Он узнал сокровенные мысли книжников – и видев Иисус помышления их, рече: вскую (для чего) вы мыслите лукавая (худое) в сердцах своих? – во-вторых, как Всемогущий, исцелил больного. Худое, т. е. то, что книжники считают Его богохульником.

Толкование на Евангелие от Матфея.


Что такое хула или богохульство? Хулить значит унижать; богохульствовать значит унижать имя Божие, присваивать себе то, что принадлежит Богу. Книжники, т. е. еврейские ученые, обвиняли Иисуса Христа в том, что Он присвоил себе право, принадлежащее только Богу, т. е. отпускать грехи, как Он отпустил расслабленному.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.

Лопухин А.П.

При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует

(Мк. 2:6, 7; Лк. 5:21). Слово “некоторые” у Матфея и Марка, по-видимому, показывает, что книжников было довольно много, но что не все они приняли участие в осуждении Христа. Книжники и фарисеи думали, что Он богохульствует потому, что присваивает Себе, как человек, прерогативы (прощения грехов), свойственные только Богу.

Толковая Библия.

Троицкие листки

При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует

При сем некоторые из книжников сказали сами в себе (подумали в сердцах своих): Он богохульствует, т.е. присваивает Себе то, что принадлежит единому Богу. «Кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Лк. 5:21). Что им до того, что сей Божественный Учитель есть Тот Самый, Который уже сотворил множество чудес, Который открыто говорил им: «когда не верите Мне, верьте делам Моим» (Ин. 10:38), слову Которого послушны и бесы, и ветры, и море, и всевозможные болезни человеческие?…

Они не смеют открыто высказать свое мнение, они лукавят перед своей совестью, притворяются, будто ревнуют о славе Божией, а на деле сами богохульствуют, «мстят Ему за свои же страсти, а думают, что мстят за оскорбление Бога». «Они мечтали, – говорит святитель Филарет Московский, – будто Бог не должен и не может действовать иначе, как по законам, какие заблагорассудится Ему предписать мудрости иудейских книжников». И вот, Спаситель воспользовался этой их тайной хулой, чтобы еще яснее показать Свое Божественное достоинство: сначала Он открывает их тайны сердечные. Ведение тайн сердечных принадлежит одному Богу; об этом говорит Соломон: «Ты один знаешь сердце сынов человеческих» (2 Пар. 6:30); Давид: «Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!» (Пс. 7:10); Иеремия: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9). И Сам Бог говорит: «…человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7).

Троицкие листки. №801-1050.