Толкования на Мф. 9:11

Свт. Иоанн Златоуст

Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками

В другом случае, когда им показалось, что ученики согрешали, фарисеи обращаются с укоризнами к самому Учителю, говоря: Вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу (Мф. 12:2). Здесь же перед учениками клевещут на учителя. Все это они делали с худыми намерениями, желая отвлечь учеников от Учителя.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 30-я.

Свт. Иларий Пиктавийский

Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками

Иудеев снедала зависть от того, что Господь общается с мытарями и грешниками. Господь же привел им слова закона, скрытые [от них] покровом неверия, и сказал, что Он оказывает помощь больным и дает лечение нуждающимся, а считающим себя здоровыми нет никакой нужды в исцелении. Но для того, чтобы они поняли, что никто из них не является здоровым, Христос призывает их научиться тому, что значит милости хочу, а не жертвы (Ос. 6:6), то есть тому, что закон не способен с помощью жертвоприношений подать необходимую помощь и что всеобщее спасение - в милосердии и прощении. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9:13). Господь пришел ко всем, почему же Он говорит, что пришел не к праведникам? Неужели были такие, которые не нуждались в Его пришествии? По причине закона никто не праведен. Таким образом, Господь показывает тщетность похвальбы праведностью, потому что было необходимо милосердие, чтобы спасти тех, кто находился под законом. Ведь если бы в законе была праведность, то не было бы нужды в помиловании через благодать.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками

Аллегорически или мистически под домом Матфея можно понимать его ум, в который вошел Христос благодаря вере Матфея в Его благодать и в котором, как мы знаем, Он действительно возлежал, потому что этот Матфей удостоился стать составителем Евангелия, где он, [повествуя] о деяниях и силе Господа, устраивает небесный пир не только Господу и Его ученикам, но и всем верующим, которые прежде были мытарями и грешниками, пришли к познанию Христа и удостоились разделить такой пир. В самом деле, дом Матфея можно понимать как Церковь, собранную из мытарей и грешников, в которой Матфей устраивает всем верующим пир веры и своей проповеди, поскольку Господь возлежит в Его доме вместе со Своими учениками.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Ст. 11-13 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Взошел некогда Господь в дом мытаря Матфея, претворяя мытаря в Апостола, возлег воплощенный Бог за трапезу с грешниками. Фарисеи, увидев это, соблазнились. Почто, говорили они ученикам Иисуса, почто с мытари и грешники Учитель ваш яст и пиет?

Скажите прежде, фарисеи, почему вы называете этих людей грешниками? Не ближе ли их назвать счастливцами и блаженными, Ангелами, Херувимами, потому что благоволил возлечь в их обществе Бог? Не лучше ли вам сказать: “и мы грешники! и нас прими, милосердый Иисус, к стопам Твоим. Этих грешников Ты, Сердцеведец и истинный Судия, предпочел нам, миновав нас, Ты возлег с ними. Видно — грехи наши пред Тобою тяжелее их грехов. С ними Ты возлежишь: нам дозволь хотя припасть к стопам Твоим”.

Нет святой вони смирения в темных праведниках, богатых правдою падшего человеческого естества, правдою поддельною мира, правдою бесовскою. Они дерзко осуждают Господа, осуждают принимаемых Им грешников, соделывающихся таким образом истинными праведниками, — отвергают Господа, говорят: Учитель ваш. Дают понять этим, что они не признают Его Учителем своим.

Ответ Господа — ответ на все начала сокровенного недуга фарисеев, на все состояние их души. Ответ этот заключает в себе страшное осуждение и отвержение от лица Божия всякой мнимой праведности человеческой, соединенной с осуждением ближнего. Не требуют, сказал Господь, здравии врача, но болящии. Шедше научитеся, что есть, милости хощу, а не жертвы. Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние.

Аскетические опыты. Часть I.


Тем человекам, которые не понимали значения и силы покаяния, Спаситель говорил не раз: Шедше, научитеся, что есть, милости хочу, а не жертвы. Это значит: Господь, умилосердившись над падшими и погибшими человеками, всем даровал покаяние в единственное средство к спасению, потому что все объяты падением и погибелью. Он не взыскивает, даже не желает от них жертв, к которым они не способны, а желает, чтоб они умилосердились над собою, сознали свое бедствие, освободились от него покаянием. К упомянутым словам Господь присовокупил страшные слова: не приидох, сказал Он, призвати праведники, но грешники на покаяние. Кто названы праведниками? Те несчастные, слепотствующие грешники, которые, будучи обмануты самомнением, не находят покаяние существенно нужным для себя и потому или отвергают его, или небрегут о нем. О несчастие! За это отрекается от них Спаситель, утрачивается ими сокровище спасения. «Горе душе, — говорит преподобный Макарий Великий, — не чувствующей язв своих и мнящей о себе, по причине великого, безмерного повреждения злобою, что она вполне чужда повреждения злобою. Такой души уже не посещает и не врачует благий Врач, как оставившей произвольно язвы свои без попечения о них и мнящей о себе, что она здрава и непорочна. Не требуют — говорит Он, — здравии врача, но болящии». Ужасная жестокость к себе — отвержение покаяния! Ужасная холодность, нелюбовь к себе — небрежение о покаянии. Жестокий к себе не может не быть жестоким и к ближним. Умилосердившийся к себе приятием покаяния вместе делается милостивым и к ближним.

О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником.

Свт. Филарет (Дроздов)

Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками

Фарисеи, видя Господа Иисуса возлежащаго в доме мытаря Матфея и допустившаго быть с Собою за одним столом и других мытарей и грешников, дабы Своим снисхождением и Своим божественным словом привлекать их к покаянию и спасению, не хотели видеть в сем высокое дело милосердия, не думали, по подобию Ангелов, радоваться о грешнике кающемся, о душе, к которой приближается спасение, но видели в сем только мнимую несообразность с преданиями старцев. Имея довольно дерзости, чтобы судить Того, Котораго и при несовершенном познании должны были признавать не менее, как чудотворцем, но не имея прямодушия высказать свои мысли Ему Самому, они обратились с своими пересудами к Его ученикам: почто с мытари и грешники Учитель ваш яст и пиет? Как будто не учитель учеников, а ученики учителя должны учить, как ему поступать!

210. Слово в день Тезоименитства Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Мариинской церкви Вдовьяго Дома декабря 6; напечатано в Твор. Св. От. 1847 г. и в собрании 1848 года.) 1846 год

Прп. Нил Синайский

Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками

Иоанн Креститель, боясь, чтобы ему, как человеку, не потерпеть какого-нибудь вреда, избегал городов и жил в пустыне. Но Иисус, Бог и Господь всяческих, входя в города, бывал на вечерях с грешными. Потому что Он – Солнце правды, а лучи солнечные касаются и всякой грязи, и зловонную грязь иссушают, сами же пребывают чистыми и неоскверненными. Но фарисеи, завидуя, говорят: «Почто Иисус с мытари и грешники яст» (Мф. 9:11)? О завистливые, несмысленные и слепотствующие сердцем! Не знаете вы, что не в другом каком месте, но подле больных обязан находиться врач. Где грешники, там, конечно, поставляется и очистилище. Ибо грешных, а не праведных, пришел Христос призвать к покаянию. С грешными проводит время Иисус Христос по домостроительству, чтобы и грешные, покаявшись, с праведными водворились и возвеселились в царствии небесном.

Письма на разные темы. Илиодору.

Блж. Феофилакт Болгарский

Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками

См. Толкование на Мф. 9:10

Евфимий Зигабен

И видевше фарисее, глаголаху учеником Его: почто с мытари и грешники Учитель ваш яст и пиет

Марк (2,16) и Лука (5, 30) говорят, что и книжники с фарисеями сказали это. Смотри, когда им кажется, что ученики грешат, то на них говорят Учителю: се, ученицы Твои творят (Мф. 12, 2), чего не должно делать в субботу; а когда – Учитель, то клевещут на Него пред учениками с коварным умыслом отторгнуть сонм учеников от Учителя. Но что говорит Бесконечная Мудрость?

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками

Почто (для чего) с мытари и грешники учитель ваш яст и пиет? Это говорили фарисеи ученикам Иисуса Христа, видя Его возлежащим с мытарями и грешниками. Говорили для того, чтобы обвинить их учителя в том, что если Он ищет близости и сообщества с людьми худой нравственности, то значит, и Сам Он такой же: потому что сидеть за одним столом означает близость сидящих. Говорили ученикам для того, чтобы смутить их и отвлечь от Господа.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Ст. 11-13 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

(Мк. 2:17; Лк. 5:31, 32). Ход мыслей, по-видимому, таков. Вы думаете, что Я неправильно поступил, придя к больным. Вы думаете так потому, что слишком привязаны к закону и его жертвам, полагаете, что все благочестие и угождение Богу исчерпываются тем, что люди приносят Ему жертвы. Но жертвы — жертвами; а в общении с людьми, нуждающимися в помощи, требуются не жертвы, а милосердие к людям. Вы приносите жертвы и относитесь безучастно к людям, требующим милосердия и любви; Я поступаю иначе, первое, выдающееся место в Моей деятельности занимает милосердие. А милосердие это заключается в том, что Я пришел призвать их к Себе, — и притом только их, грешников, а не праведников, — и излечить их от недугов.

По поводу слов: Я пришел призвать… некоторые церковные писатели задают следующие вопросы: Христос пришел ко всем, — почему же Он говорит, что не пришел к праведным? Следовательно, были такие люди, которым не было нужно, чтобы Он пришел? Неужели Христос действительно хотел выразить ту мысль, что Он пришел только к грешникам? Если же Он и под грешниками, и под праведниками (мнимыми) в действительности разумеет только грешников, то можно ли Ему приписать мысль о разделении грешников на классы? Отвечая на эти вопросы, скажем, что выражение Христа следует понимать только в самом широком, если не в абсолютном смысле: Он пришел исключительно к грешникам. Почему же не к праведникам? Потому, что их нет. Кто есть человек, который жив будет и не согрешит? Только Христос абсолютно праведен, а все остальные грешны. В 13 стихе выражается таким образом мысль Христа о греховности всех людей. Книжники и фарисеи, считавшие себя праведными, ошибались: они не только были грешны, но — и еще грешнее этих мытарей и их товарищей. Таким образом, различие следует проводить не между грешниками и праведными, а только между грешниками относительно и грешниками абсолютно. Первые не настолько грешны, чтобы не принять Христа; вторые грешнее их потому, что, пред лицом живой и абсолютной Правды и Безгрешности, считают самих себя праведными, и потому не могут принять Христа. Христос никогда не говорил, что все Его должны принять, приняли или принимают.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками

Увидев то, фарисеи, видя Его любвеобильное обращение с явными, по их мнению, грешниками, но не имея прямодушия высказать свои мысли Самому Господу, эти лицемеры покусились смутить простодушных учеников Его: сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Зачем Он ищет близости с людьми такого дурного поведения? Почему не хочет знать нас?

«Как будто, – замечает святитель Филарет, – не учитель учеников, а ученики учителя должны учить, как ему поступать». Для чего и сами вы едите и пьете с этими грешниками? «В другом случае, – говорит святитель Златоуст, – когда ученики, по-видимому, согрешили, фарисеи обращаются с укоризной к Самому Учителю, говоря: «вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу» (Мф. 12:2); а теперь перед учениками клевещут на Учителя. Все это они делали для того, чтобы отвлечь учеников от Учителя».

Троицкие листки. №801-1050.