Толкования на Мф. 9:21

Свт. Иоанн Златоуст

ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею

Она видела, из какого дома Он вышел – из дома мытаря, и кто за Ним следовал – грешники и мытари; и все это произвело в ней благую надежду.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 31-я.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 21-22 Ибо она говорила про себя [т. е. в душе своей]: Если я только коснусь одежды Его, то буду здорова: Иисус же, обратившись и видя ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова

Ибо она говорила про себя [т. е. в душе своей]: Если я только коснусь одежды Его, то буду здорова: Иисус же, обратившись и видя ее, сказал

По закону [Моисееву] прикоснувшийся к женщине, имеющей месячное очищение или кровоточивой, считался нечистым (Лев 15:19-32). Потому эта женщина прикасается к Господу, чтобы и самой очиститься от нечистоты крови.

дочь, имей твердую веру, твоя вера сделала тебя здравою; и женщина стала здравою с того часа

Она - дочь потому, что вера ее сделала ее здоровой. Он не сказал: «Твоя вера сделает тебя здравою», а: «Твоя вера сделала тебя здравою». В самом деле, ты здорова уже потому, что уверовала.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею

См. Толкование на Мф. 9:20

Евфимий Зигабен

Глаголаше бо в себе: аще токмо прикоснуся ризе Его, спасена буду

Она имела великую веру, потому что верила, что, прикоснувшись края одежды Его, будет спасена, т.е. выздоровеет, но, однако – веру несовершенную, потому что думала скрыть от Того, Который видит и тайные движения души.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею

См. Толкование на Мф. 9:20

Лопухин А.П.

ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею

См. Толкование на Мф. 9:20

Толковая Библия.

Троицкие листки

ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею

«Она не имела еще, – говорит святитель Златоуст, – надлежащего и совершенного понятия об Иисусе; иначе она не думала бы, что может укрыться от Него; но она и не сомневалась, и не говорила сама себе: исцелюсь ли я от болезни или нет? но подошла с твердой уверенностью, что получит исцеление. Ибо она говорила сама в себе: видно никто, кроме Иисуса, не восстановит моего здоровья; но как явиться мне, как приступить к Нему? Закон Моисеев объявляет меня нечистой; если я повергнусь перед Иисусом при всем этом народе, то я вызову в людях всеобщее отвращение; если коснусь руки Его, я оскверню Его Самого… Что же мне делать? Как быть? Но ведь Он не погнушался войти в дом мытаря; вот идут за Ним разные грешники и Он не гонит их прочь от Себя… Пойду и я, грешница, хотя бы ризы Его коснусь: Он так милосерд, так преисполнен Божественной силы, что ею, этой благодатной силой, орошены самые ризы Его, поэтому если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Так в ее сердце явилась благая надежда, и эта надежда не посрамила ее. Прежде самих апостолов познала она – не умом, а простым своим сердцем ту великую истину, что во Христе Иисусе обитает «вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Прикасаясь к краю одежды Христовой, она не боготворила ее, а только выразила свою крепкую веру во всемогущество Иисуса Христа. Так впоследствии больные исцелялись от прикосновения главотяжей и убрусцев (Убрусец (ц.-сл.) – полотенце, узкий пояс, платок) апостола Павла; так по вере болящих одна тень апостола Петра исцеляла их. Так и ныне, по благодати Божией, верующие исцеляются, прикасаясь с верой к чудотворным иконам, к мощам угодников Божиих, или освящая себя Таинствами Церкви. «Для нас, чувственных, – говорит святитель Феофан затворник, – необходимо чувственное прикосновение, чтобы принять нечувственную духовную силу. Господь так и устроил: Его Святая Церковь имеет видимое устроение: благодатная сила Божия приемлется через прикосновение с верою в Таинствах, в святыне храмов Божиих, в святых иконах и мощах. Господь видит веру прикасающегося и в его же сердце изрекает ему: «дерзай, чадо!» «Но среди множества народа, теснившегося вокруг Господа, вероятно были и другие страждущие застарелыми недугами; может быть, они были телом еще ближе к Небесному Целителю, нежели кровоточивая, и однако же не касались Его с той верой, с какой прикоснулась она, и потому оставались неисцеленными. Так бывает и в Христовой Церкви: многие называют себя христианами, Христовыми по имени, участвуют в Таинствах Церкви, но Христа не касаются, не притекают к Нему с живой, сердечной верой, не ищут и потому не получают жизни и исцеления от Него через те благодатные средства, какие предлагает им Святая Церковь.

Почувствовав, что стала совершенно здоровой, женщина поспешно укрылась в толпе. Этого никто не заметил, но Господь Сердцеведец все видел, все знал. Ради славы Божией и для примера, в чем состоит сущность смиренной спасающей веры, Он не восхотел оставить ее в неизвестности. Кроме того, оставить исцеление ее как бы незамеченным означало бы дать повод думать, будто одежды Христовы имеют силу сами по себе. «Для чего же Господь не оставил ее в неизвестности? – вопрошает святитель Златоуст. – Неужели любит славу Тот, Кто другим запрещает говорить, и Сам не упоминает о безчисленных чудесах Своих? Но Он, во-первых, освобождает женщину от страха, дабы она, угрызаемая совестью, как похитительница дара, не проводила жизнь в мучении. Во-вторых, исправляет ее, потому что она напрасно думала утаиться. В-третьих, открывает всем веру ее, дабы и другие подражали ей. В-четвертых, чтобы показать Свое всеведение, которое само по себе есть великое чудо. Наконец, и начальника синагоги, который легко мог потерять веру, а с ней и все, исправляет примером жены». Святые евангелисты Марк и Лука повествуют, что Господь тотчас остановился и обратился к народу с вопросом: «кто прикоснулся ко Мне?» Когда же все отрицались, то апостол Петр, не понимая, в чем дело, сказал Господу: «Наставник! народ окружает Тебя и теснит», – «и Ты спрашиваешь: кто прикоснулся ко Мне?.». Но Господь сказал: «прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня».

Троицкие листки. №801-1050.