Толкования на Мф. 9:24

Свт. Иоанн Златоуст

сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним

Что же Христос? Он всех изгнал, кроме родителей, да и этих оставил только для того, чтобы не сказали, что не Он, а другой кто воскресил девицу. И прежде, нежели воскрешает ее, возбуждает словом, говоря: Не умерла девица, но спит. Он и во многих других случаях поступал подобным образом.

И как на море сперва укоряет учеников Своих, так точно и здесь прежде освобождает предстоящих от мыслей, смущавших их, и вместе показывает, что для Него легко воскрешать умерших (как поступил Он и при воскрешении Лазаря, говоря: Лазарь, друг наш, уснул (Ин. 11:11), – и вместе научает не страшиться смерти, потому что смерть уже не есть более смерть, но стала сном.

Так как Ему и самому надлежало умереть, то, воскрешая других, заранее приготовляет учеников Своих к мужеству и спокойному перенесению смерти, так как, после Его пришествия, смерть сделалась сном. Находившиеся в доме смеялись над Ним; но Он не оскорблялся тем, что они не верили чуду, которое Он намерен был вскоре сотворить, и не укорил смеющихся, чтобы и самый смех, и свирели, и кимвалы, и все прочее свидетельствовало о смерти девицы.

Так как люди часто не верят чудесам, которые уже совершились, то Господь наперед предохраняет их от такого неверия их же собственными ответами. Так было при воскресении Лазаря; так было и с Моисеем. Моисею Бог говорит: «Что это в руке у тебя» (Исх. 4:2)? – чтобы он, узревши змия, сделавшегося из жезла, не забыл, что прежде в руке его был жезл, но, вспомнив о своем ответе, удивился чуду. И при воскресении Лазаря Господь спрашивает: «Где вы положили его» (Ин. 11:34)? – чтобы те, которые отвечали: «Пойди и посмотри», также: «Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин.11:39), – не могли уже не верить, что Он воскресил мертвого. Итак, увидев кимвалы и множество народа, Христос выслал всех из дома, и в присутствии родителей творит чудо, не другую душу влагая в умершую, но возвращая ту самую, которая вышла из нее, и как бы от сна пробуждая отроковицу.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 31-я.

Свт. Хроматий Аквилейский

сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним

См. Толкование на Мф.9:23

Блж. Иероним Стридонский

сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним

См. Толкование на Мф. 9:23

Блж. Петр Хрисолог

сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним

См. Толкование на Мф. 9:23

Блж. Феофилакт Болгарский

сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним

См. Толкование на Мф. 9:23

Евфимий Зигабен

сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним

См. Толкование на Мф. 9:23

Прот. Иоанн Бухарев

сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним

См. Толкование на Мф. 9:23

Лопухин А.П.

сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним

См. Толкование на Мф.9:23

Троицкие листки

сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним

Сказал им: что за смятение? о чем вы плачете? Не плачьте, выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. Так, истощая владычество смерти до основания, Он не оставляет ей даже имени: «не умерла, но спит!» «Так поступил Он и при воскрешении Лазаря, сказав: «Лазарь, друг наш, уснул» (Ин. 11:11), а вместе с тем учит нас не страшиться смерти, ибо смерть не есть уже более смерть, но сделалась сном. Поелику и Самому Ему надлежало умереть, то, воскрешая других, Он заранее приготовляет учеников Своих к мужественному и спокойному ее перенесению, ибо по пришествии Его смерть соделалась сном», – говорит святитель Златоуст. Называя смерть сном, Господь еще раз подкрепляет веру отца умершей отроковицы, ибо эта вера, при виде знаков сетования, при виде доказательств того, что все кончилось, могла совершенно угаснуть. И вот, Владыка жизни опускает страшное слово: «она умерла» и заменяет его более кротким: «она спит». В то же время в Своем святом смирении, которое побуждает Его при всяком возможном случае скрывать от наблюдения чудные дела Свои, Он через это слово, имеющее двоякое значение, как бы завесой укрывает от взоров толпы то дело, которое намеревается совершить. «И за это смирение, за это любвеобильное утешение сетующим родителям Небесный Утешитель Сам подвергается осмеянию: и смеялись над Ним. Вот – гордость ума без веры! Чего не понимают, над тем издеваются. Потому они и недостойны видеть чудеса Божия всемогущества. Впрочем, понятно и то, что наемные музыканты и плакальщицы так легко перешли от притворных слез к грубым насмешкам. Но эти самые насмешки и свидетельствовали о чуде: смерть отроковицы была удостоверена всеми и никто не мог сказать, что с ней случился только болезненный припадок или попросту – обморок», – говорит митрополит Филарет Московский. Иисус повелел выслать всех вон. «Он не оскорбился, – говорит святитель Златоуст, – тем, что они не верили чуду, которое Он намерен был вскоре сотворить, и не укорял смеющихся, дабы и самый смех, и свирели, и кимвалы, и все прочее свидетельствовало о смерти девицы». «Поелику люди часто не верят чудесам, которые уже совершились, то Господь заранее предохраняет их от такого неверия их же собственными ответами.

Троицкие листки. №801-1050.