Толкования на Мф. 9:27

Свт. Иоанн Златоуст

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов

Для чего Христос заставляет идти слепых за собой и просить о помиловании? Для того чтобы и в этом случае научить нас убегать людской славы. Так как дом находился поблизости, то Он ведет их туда в намерении исцелить наедине. Это видно из того, что Христос не велел никому сказывать об исцелении. Не мало также обличает это и иудеев, когда слепые, будучи лишены зрения, приемлют веру по одному слуху; между тем как иудеи, видя чудеса и уверяясь в действительности их собственными глазами, поступают совершенно иначе.

Заметь и усердие слепых, о котором можно судить по их крику и молению; они не просто приступили, но взывали громким голосом, – ничего больше не говоря, кроме: помилуй нас! Сыном же Давидовым называли потому, что это казалось им почетным наименованием. Часто и пророки так называли царей, которых хотели почтить и возвеличить (Иез. 34:23; Зах. 12:8).

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 32-я.

Свт. Иларий Пиктавийский

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов

Итак, едва Господь отошел от этого места, за ним последовали двое слепцов. Но каким образом слепые могли узнать, что Господь проходит мимо, а также Его имя? Более того, они называли Его Сыном Давидовым и просили исцелить их. В рассказе о двух слепцах раскрывается смысл всего предыдущего прообразования. Указывается на то, что дочь начальника была из этих [людей], то есть была [дочерью] фарисеев и учеников Иоанна, которые перед этим сообща искушали Господа. Итак, им, пребывающим в неведении, закон открыл, у Кого они просили исцеления, указал на то, что их Спаситель телесно происходит из рода Давидова, и пролил свет в их души, ослепленные ветхим грехом, ибо без наставления они не признавали в Нем Христа. Господь показал им, что не вера должна быть следствием исцеления, но исцеление следствием веры (ведь слепые стали зрячими, потому что имели веру, а не тогда поверили, когда обрели зрение. Из этого ясно, что они верой заслужили исполнение их просьбы, а не обрели веру вследствие исполнения их просьбы). Если они поверят, Он обещает им зрение, но повелевает верующим хранить молчание, поскольку проповедь есть дело апостолов.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов

Аллегорически эти двое слепых изображают два народа, которых после смерти Соломона Ровоам, его сын, и Иеровоам, его раб, разделили на два царства. Понимать под этими двумя слепыми народ иудеев и народ язычников не получается. Ибо каким образом языческому народу до просвещения славить Христа, сына Давидова, не слышав ни закона, ни пророков? Поэтому правильным скорее будет приведенное выше понимание слепых как двух народов, которые могли узнать из закона или от пророков о Христе, сыне Давидовом. Оба они были слепы из-за неверия своего ума, потому что еще не могли видеть истинного света - предсказанного в законе и у пророков Единородного Сына Божия. Оставив свет веры и опустив покрывало закона, они удерживаются, как в некоей тьме слепоты, как говорит блаженный апостол: Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается (2 Кор. 3:15-16). И еще: То же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом (2 Кор. 3:14). Поэтому в том, что к этим слепым, как только они уверовали в Сына Божия, возвратилось зрение, показано, что, кто бы из этих двух народов ни пришел с верой к Сыну Божию ради спасения человеческого рода, тотчас избавившись от всякой слепоты заблуждения, познает истинный свет.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 27-31 Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали

Когда Господь Иисус проходил к дому князя и направлялся в дом Свой, - как мы сказали выше: Восшедши на корабль, переплыл залив и пришел в Свой город, - два слепца восклицали, говоря: Умилосердись над нами, сын Давида. Однако они получают исцеление не во время пути, не мимоходом, как они думали; но после того, как Он пришел в дом Свой, они подошли к Нему и вошли внутрь [дома]; и сначала испытывается их вера, чтобы таким образом они получили свет истинной веры. К первому знамению, - что мы рассказали о дочери князя и о кровоточивой [или: больной] женщине, - последовательно присоединяется и это, так что то, что там показывают болезнь и слабость, здесь обнаруживает слепота. Действительно, оба народа были слепы, когда Господь проходил эту временную жизнь (hoc saeculum) и хотел возвратиться в дом Свой. Они же, если бы не исповедали и не сказали: Умилосердись над нами, сын Давида, и на вопрос Его: Веруете ли, что Я могу это сделать, не ответили: Ей [несомненно, конечно], Господи, то не получили бы прежнего света. У другого евангелиста пишется об одном слепом, который в разорванной одежде, сидя в Иерихоне, был удерживаем апостолами от восклицаний; но он через дерзновение свое получил здоровье (Мк. 10:46-52). Это последнее место собственно относится к язычеству (gentium populum), и оно должно быть истолковано в назначенном для него свитке.

Помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их

Пусть это слушают растерзывающие на части Ветхий Завет (Vetus Instrumentum) Маркион, Манихей и прочие еретики и пусть узнают, что Спаситель называется сыном Давида; в самом деле, если Он не родился во плоти, то каким образом Он называется сыном Давида?

и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той

Как Господь повелел это по смирению Своему во избежание тщеславия, так и они не могут умолчать о благодеянии, памятуя о милости к ним. Почему обрати внимание на то, что повеление несколько противоречиво в самом себе (quidquid inter se jussum esse contrarium). Эти слепцы получают исцеление на десятом [по порядку чудес] месте.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас Иисус, сын Давидов

Слепцы говорили Ему как Богу: «помилуй нас», а как к человеку взывали: «Сын Давидов», потому что среди иудеев много говорили о том, что Мессия произойдет от семени Давида.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

И преходящу оттуду Иисусови, по Нем идоста два слепца, зовуща и глаголюща: помилуй ны, (Иисусе) сыне Давидов

Узнав о совершенных Им чудесах и веруя, что Он есть ожидаемый Христос, о Котором часто слышали, они приходят и следуют за Ним, крича: помилуй, т.е. исцели. Называют Его Сыном Давидовым, потому что они слышали также, что Он должен произойти из рода Давидова. Они кричат, чтобы оказать Ему честь, потому что у иудеев это название было величайшей честью. Итак, они верили, что Он может все; но еще не были убеждены, что Он Бог. Поэтому и воздавали Ему честь, как человеку, подобно многим другим.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов

Слепцы следовали за Иисусом Христом и кричали: помилуй нас, Иисус, Сын Давидов. Слепцы эти узнали от других о чудесах, которые совершал Иисус Христос, и уверовали в Него как обещанного Мессию: так как выражение Сын Давидов, как они называли Иисуса Христа, значит то же, что Мессия, или Христос, – помазанник (чит. 1 гл. 1 ст.). Помилуй нас, т. е. смилуйся, сжалься над нами, – исцели нас. Св. Златоуст замечает, что Иисус Христос большею частью исцелял больных только по просьбе, дабы не подумали, что Он из честолюбия ищет случаев творить чудеса, и чтобы показать, что исцеляемые Им были достойны исцеления.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов

О двух чудесах, о которых рассказывается в 27-31 и 32-34, сообщает один только Матфей. Слова слепых “Сын Давидов”, обращенные ко Христу, встречаются в Евангелии Матфея во всех трех случаях исцеления Спасителем слепых (еще 12:23; 20:30-31). Часто и пророки так называли царей, “которых хотели почтить и возвеличить” (Иоанн Златоуст). По всей вероятности с этим названием связывались земные представления о мирском Царе-Завоевателе, чем и объясняется ясно выраженное недовольство Христа как в настоящем случае, так и при исцелении хананеянки.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов

Божественный Чудотворец, воскресив дочь Иаира, вышел из его счастливого дома, сопровождаемый толпами народа, который, несмотря на запрещение – не разглашать совершившегося чуда, уже знал о том, что произошло в доме архисинагога. Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали неотступно двое слепых. И в простоте сердца громко кричали: помилуй нас, умилосердись над нами, Иисус, сын Давидов! столь всеми Желаемый, так давно всеми ожидаемый Мессия наш!.. Но Господь как будто не обращал на них внимания, пока не пришли в тот дом, где Он имел Свое пребывание. «Для чего же Христос заставляет слепых идти за Собой? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает: – Для того, чтобы и в этом случае научить нас убегать людской славы. Он ведет их в дом с намерением исцелить наедине. Это видно из того, что Он запретил им об этом рассказывать. Этот случай также обличает и Иудеев: слепые, будучи лишены зрения, приемлют веру по одному слуху, а Иудеи, видя чудеса и убеждаясь в их действительности собственным зрением, поступают совершенно иначе. Об усердии слепых можно судить по их крику и по их молению: «помилуй нас!» Сыном же Давидовым они назвали Его потому, что это казалось им почетным наименованием. Часто и пророки так называли царей, которых хотели почтить и возвеличить». «Как к Богу слепцы взывают: «помилуй нас», – замечает блаженный Феофилакт, – а как к человеку: «Сын Давидов». Но Господь не спешил исполнить их просьбу. Он желал теперь, чтобы народ, после стольких чудес, больше внимал Его Божественному учению, нежели удивлялся Его чудесам.

Троицкие листки. №801-1050.