Толкования на Мф. 10:9

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 9-10 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания

Не сказал: не берите с собой; но хотя бы ты и в другом месте мог взять, избегай этого пагубного недуга. Через это достигал Он многого. Во-первых, удалял от учеников всякое подозрение; во-вторых, освобождал их от всякой заботы, чтобы они занимались одной проповедью; в-третьих, показывал им Свое могущество.

Для того-то и говорит им после: имели ли вы в чем недостаток, когда Я посылал вас без одеяния и без обуви? И не вдруг говорит им: не берите; но сперва сказал: больных исцеляйте, прокаженных очищайте, а потом уже заповедал: ничего не берите; даром получили, даром давайте (Мф. 10:8), повелевая им то, что и на деле полезно, что и прилично, и возможно. Но, может быть, скажут: другие требования справедливы; но почему Он и в дороге не велел им иметь ни сумы, ни двух одежд, ни жезла, ни сапог? Потому что хотел приучить их к строгой жизни, так как и выше не позволил им заботиться даже и о следующем дне.

Он готовил их быть учителями вселенной; потому и делает их, так сказать, из людей ангелами, освобождая их от всякого житейского попечения, чтобы они заботились об одной только проповеди, – или, лучше сказать, Он освобождает их и от этой заботы, говоря: не заботьтесь, как или что сказать (Мф. 10:19), и таким образом, что казалось весьма трудным и тягостным, представляет им весьма легким и удобным. Подлинно, ничто столько не служит к душевному спокойствию, как свобода от забот и попечений, особенно если, освободившись от этих забот и попечений, можно не иметь ни в чем недостатка, имея помощником Бога, Который заменяет Собой все.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 32-я.

Свт. Иларий Пиктавийский

Ст. 9-10 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания

Христос не позволяет [апостолам] иметь в поясах золото, серебро или медь, брать суму на дорогу, две одежды, обувь, посох в руки, ибо трудящийся достоин награды. [Само по себе] сокровище, как я думаю, не является чем-то дурным, что же обозначает запрещение носить в поясе золото, серебро и медь? Пояс - это снаряжение для служения, и опоясываются для того, чтобы успешно совершать дело. Поэтому Господь призывает нас к тому, чтобы в нашем служении не было ничего корыстного, и обладание золотом, серебром и медью не сделалось необходимым для дела нашего апостольства. Ни сумы в дорогу. Это означает, что мы должны оставить заботу о мирском имуществе, потому что всякое земное сокровище погибнет, а наше сердце будет там, где окажется наше сокровище. Ни двух туник. Нам достаточно того, что мы однажды уже облеклись во Христа, и нам не следует затем из-за испорченности нашего ума облекаться в другую одежду - ересей или закона. Ни обуви. Неужели слабые человеческие ноги способны постоянно быть босыми? Но Христос призывает нас встать босыми ногами на святой земле, свободной от колючек и шипов греха, как об этом сказано Моисею, чтобы для нашего путешествия мы не имели другой обуви, кроме той, которую получили от Христа. Ни посоха в руки - то есть права на обладание внешней властью. Нам не следует недостойно носить посох из корня Иессеева (ибо всякий другой посох будет не от Христа), но, наставленные всей вышеприведенной речью, мы должны совершать путь в этом веке с благодатью, дорожными деньгами, с одеждой, обувью, властью. Поступая согласно этим указаниям, мы окажемся достойными нашей награды, то есть благодаря соблюдению этих указаний мы получим в награду надежду на Царство небесное.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои

Наше дело – служение спасению людей – очень великое и досточтимое. Мы должны быть совершенно преданы своему делу и не думать о деньгах, о пище и одежде; те, для кого мы служим, должны награждать нас за наши неоцененные для них труды из своей собственности. И они не должны никогда поставлять этого на вид нам, потому что, если мы посеяли в них духовное, велико ли то, если пожнем их телесное (1 Кор. 9:11). Мы устрояем вечное спасение бессмертной их души, а сами между тем получаем за это скоропреходящие, тленные вещи: деньги, пищу и одежду для тела (Мф. 10:10).

Дневник. Том I. 1856.

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 9-10 Не имейте при себе ни золота, ни серебра, ни медных денег в своих поясах, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни сапогов, ни посоха. Ибо делатель достоин пропитания для себя

Эти повеления Он последовательно дает благовестникам истины, которым выше сказал: Даром получили, даром давайте (см. Мф. 10:8), ибо если они так проповедуют, что не берут платы за это, то тогда излишним было бы обладание золотом, серебром и деньгами, так как, имея у себя золото и серебро, они казались бы проповедниками не ради спасения людей, а ради выгоды. Ни меди в сумках. Тот, Кто отверг [или: отвергает] богатства, вместе с тем почти отвергает заботу и о необходимом для жизни, так что апостолы как учителя истинной веры, наставлявшие всех в той истине, что все управляется промыслом Божиим, в себе самих должны были подавать пример полной беззаботности о завтрашнем дне. Ни сумы в пути. Этим повелением Он обличает тех философов, которые обычно назывались бактропериты [т. е. носившие посох - baculum и суму - рега], потому что они, презирая мир и все считая за ничто, таскали за собой погребец для хранения пищи. Ни двух одежд. Под двумя одеждами, как мне думается, показывается двойное одеяние [два убора]. Это не в том смысле, что в странах Скифии и странах холодных, покрывающихся снегом и льдом, нужно довольствоваться только одной нижней одеждой (tunica); а в том, что под этой нижней одеждой понимается целое одеяние, следовательно, в том, что мы не должны, из боязни за будущее, держать в запасе другое одеяние, имея одно на себе. Ни сапогов. И Платон наставлял, что не должно покрывать двух оконечностей тела и не должно приучать к изнеженности именно голову и ноги, ибо когда они имеют в себе крепость, то остальные части бывают сильнее. Ни посоха. Имея помощь Господа, к чему мы будем искать защиты в куске дерева? Но так как Он послал на проповедь апостолов полубосыми и полуголыми, и так как положение (conditio) учителей казалось трудным, то строгость предыдущей заповеди Он умерил следующей мыслью, сказав: Делатель достоин своего пропитания. Берите, говорит, только в таком количестве, какое необходимо вам для жизни и в одежде. Поэтому и апостол говорит соответственно тому же: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1 Тим. 6:8). Или в другом месте: Тот, кто оглашается словом (catechizatur verbo), да имеет общение с оглашающим его во всяком добре (Гал. 6:6), так что ученики должны делать соучастниками в телесных благах тех людей, от которых собирают духовную жатву. Это в историческом (буквальном) значении. С другой стороны, и в переносном значении учителям не должно иметь ни золота, ни серебра, ни меди, которые находятся в поясах. Золото часто употребляется в книгах в значении разума, серебро - в значении речи, медь - в значении голоса. Всего этого мы не должны искать у других, а пользоваться данными нам от Господа благами; также не должно принимать наставление в превратных учениях еретиков и философов и обременять себя тяжестью мира сего, и иметь двоедушия, и связывать себе ноги смертоносными узами, но быть как бы нагими (nudos) при вступлении на Святую Землю; не брать также жезла, который обращается в змея и не опираться ни на какую плотскую защиту (Исх. 4:2-4; 4 Цар. 18:20-21), потому что жезл и посох этого рода подобен тростнику (Ис. 36:6): если ты его немного согнешь, он ломается и пронзает руку опирающегося на него.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 9-10 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания

Приучает их ко всякой строгости. Поэтому, отвлекая их от всякого излишества и делая их совершенно беспечальными, не позволяет носить и жезлов. Ибо это подлинно нестяжательность, побуждающая верить Тому, кто учит о нестяжательности. Затем, чтобы не сказали: «откуда же будем добывать пропитание»? - говорит: «трудящийся достоин пропитания», то есть будете питаться от своих учеников, ибо они должны доставлять вам это, как делателям. Пропитания, сказал, а не роскоши, ибо учителям не должно жить в роскоши.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Не стяжите злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших

У путешественников был обычай носить кошельки для хранения денег, привязанные к поясам. Внушает ученикам совершенную нестяжательность, желая прежде всего, чтобы они не только не возбуждали к себе подозрения, а скорее удивление, потому что ничто так не возбуждает удивления, как скромная и довольствующаяся немногим жизнь, – затем освобождая их от всякой заботы, которая часто служит препятствием, – потом желая показать Свое могущество, которое достаточно им для всего. Поэтому впоследствии Он говорил: егда послах вы без влагалища и без меха <…> еда чесого лишени бысте (Лк. 22, 35).

Спаситель сказал это Апостолам, не желая, чтобы они под этим предлогом собирали запасы. Итак, Он желает, чтобы мы не имели ни золота, серебра или меди, ни хлеба, ни сумы, чтобы не брали во время путешествия, ради употребления или из желания богатства, ни обуви, ни одежды, ни палки, ни денег при поясе, чтобы не одевались двумя одеждами, но с готовностию и бережливостью переносили во время пути все.

И Сам Он носил ковчежец, но не ради любостяжания, а для хранения подаяний, которые употреблял на нужды Свои, учеников и бедных.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 9-10 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания

В этих словах Господь внушает апостолам, посылая их на проповедь, чтобы они не брали с собою ничего в запас, и указывает причину, почему не должно делать этого: достоин бо есть делатель мзды своея (ибо трудящийся достоин пропитания), т. е. те, которым апостолы будут проповедовать и благодетельствовать даром чудес, будут доставлять им все нужное для жизни. Господь внушал апостолам, что они не должны требовать вознаграждения за свои труды и благодеяния (8 ст.), но могут получать помощь не только как дар, но и как заслуженное трудом. Не берите денег в поясы. Тогда не имели кошельков для хранения денег, а носили деньги в поясах, которые делались пустыми внутри. Ни сумы, в которую можно было бы положить что-нибудь лишнее. Ни двух одежд – одну надетую, а другую в запас, на будущее время. Ни обуви, т. е. запасной, кроме той, которая есть на ногах (Мк. 6, 9). Ни посоха, т. е. запасного, кроме того, который имелся у путешественников. Не стяжите злата и пр. Такою Своею заповедью апостолам Господь достигал, во-первых, того, что удалял от них всякое подозрение, во-вторых, освобождал их от всякой заботы, чтобы они занимались одною проповедью, и в-третьих, показывал им Свое могущество.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Ст. 9-10 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания

(Мк. 6:8, 9; Лк. 9:3; 10:4). Интересно объяснение этого стиха, данное Фомой Аквинатом: “до страданий апостолы посланы были к иудеям. У иудеев же был обычай заботиться о своих учителях; поэтому Христос, посылая к иудеям учеников, заповедовал им ничего не брать с собою. Но такого обычая не было у язычников. Поэтому, когда ученики были посланы к язычникам, то им дано было позволение брать с собою иждивение; и так они брали его, когда проповедовали другим, кроме иудеев”. В связи с этим повелением у экзегетов возникают вопросы о том, было ли повеление только временным или постоянным, т.е. касалось ли только одних апостолов и притом во время их первоначальной проповеди, или же имело обязательную силу для всех проповедников Евангелия. Одни отвечают, что повеление было постоянным (Иларий, Иероним, Амвросий, Августин), так что апостолы должны были в течение всей своей жизни, когда проповедовали язычникам, соблюдать эту форму и вид бедности. Но другие полагают, что заповеди Спасителя отличались временным характером и были обязательны только на время проповеди апостолов иудеям при жизни Христа. Конечно, точное исполнение заповедей Христа, например, при проповеди в суровых климатах, бывает невозможно. Однако заповеданный Им дух нестяжательности остается в полной силе для всех проповедников Евангелия. Почему же ученики должны были устранять себя от всяких забот перед своим путешествием? Потому, что народ рад будет услышать новые евангельские вести, и в случае надобности снабдить лиц, которые принесли их, всем необходимым. Эта мысль выражается в дальнейших словах (трудящийся достоин пропитания), ставших почти пословицей. Феофилакт замечает, что Спаситель сказал здесь τροφής (пропитания, пищи), а не τρυφης (роскошь, изнеженность), потому что учителям не должно предаваться роскоши. У Луки 10:7 вместо “пропитания” — “награда”: “ибо трудящийся достоин награды (του μισθού αύτοΰ) за труды свои«.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Ст. 9-10 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания

Чтобы сохранить сердца Своих апостолов во всей чистоте от приражения духа любостяжания и от неразлучной со стяжаниями суеты житейских попечений, Господь заповедует им: Не берите, не запасайтесь, не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои (в кожаных поясах обычно на Востоке носили деньги), ни сумы на дорогу, т.е. дорожной сумы, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, – словом, ничего не берите в запас; предайтесь воле Божией, идите так, как есть: Бог пошлет вам и посох, и обувь, и одежду, когда старые не будут годны. «Такой заповедью, – говорит святитель Златоуст, – Спаситель достигал многого».

«Во-первых, удалял от учеников всякое подозрение; во-вторых, освобождал их от всякой заботы, чтобы они занимались одной проповедью; в-третьих, показывал им Свое могущество». Потому-то и говорит им после: имели ли вы в чем недостаток, когда Я посылал вас без одежды и без обуви? И не сразу говорит им: «не берите», но сначала заповедует: «прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте», присовокупляя: «даром получили, даром давайте». Он хотел приучить их к строгой жизни, как и раньше не позволял им заботиться даже о завтрашнем дне. Он готовил их быть учителями вселенной, поэтому делает, так сказать, их из людей ангелами, освобождая их от всякого житейского попечения, чтобы они заботились только об одной проповеди. Потом, предупреждая вопрос, – «откуда же мы будем получать необходимое пропитание?» – не говорит им: вы слышали, что Я говорил вам прежде: «взгляните на птиц небесных», каковой заповеди они еще не в состоянии были выполнить, но выразился проще: ибо трудящийся достоин пропитания, т.е. будете питаться от учеников своих; они обязаны доставлять вам это, как делателям. «Впрочем, – замечает блаженный Феофилакт, – сказал: «достоин пропитания», т.е. пищи, а не роскошного стола; потому что учителям не должно насыщаться, как тельцам упитанным, а есть столько, сколько нужно для поддержания жизни». «Апостолы, – говорит святитель Златоуст, – должны получать пропитание себе от учеников, чтобы они не гордились перед учениками своими тем, что, доставляя им все, сами ничем от них не заимствуются, и чтобы ученики их не охладели к ним. Затем, чтобы апостолы не сказали: «итак, Ты велишь нам жить милостыней?» и не вменили этого себе в стыд, Он назвал их «трудящимися», а то, что получать будут, «пропитанием». Хотя дело ваше, – говорит Он, – состоит только в учении, но ваше занятие сопряжено с великими трудами и что давать вам будут ваши ученики, то давать будут не даром, но в вознаграждение: «ибо трудящийся достоин пропитания». Все это Он сказал не потому, что труды апостолов того только и стоили, совсем нет, напротив: ученикам давал правило не требовать большего, а доставляющих им нужное вразумлял, что они делают это не из щедрости, не из милости, а по долгу».

Троицкие листки. №801-1050.