Толкования на Мф. 11:4

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 4-6 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне

Бог, зная намерение, с каким Иоанн послал учеников, Христос в тот же час исцелил слепых, хромых и других многих – не с тем, чтобы уверить Иоанна (на что было уверять уверенного?), но чтобы уверить сомневающихся учеников. И исцеливши, говорит: Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют.

И потом присовокупил: И блажен, кто не соблазнится о Мне, показав тем, что знает и тайные помышления их. Если бы Он сказал: точно, Я Христос, – то, как заметил я, это могло быть для них неприятно и могло навести на мысль, хотя бы они и не высказали ее, подобно иудеям: Ты Сам о Себе свидетельствуешь (Ин. 8:13). Вот потому сам Он и не говорит этого, а предоставляет им заключать обо всем из чудес, делая через то учение Свое неподозрительным и очевиднейшим.

А вместе и их обличил тайным образом. Так как они соблазнялись о Нем, то обнаруживши их болезнь и предоставив все дело одной их совести, и никого не сделав свидетелем этого обличения кроме их самих, которые одни понимали это – тем больше привлек их к Себе, говоря: Блажен, кто не соблазнится о Мне, – говоря это, Он разумел собственно их.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 4-6 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают

Иоанн через учеников спрашивает: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого(Мф. 11:3)? И Христос показывает знамения, отвечая не на то, о чем был спрошен, а на сомнение (или: соблазн – scandalum) посланных. Идите, говорит, и сообщите Иоанну о знамениях, которые вы видите: прозревающих слепых, ходящих хромых и прочее. А также и на то, что не менее важно, – именно:

нищие благовествуют

[Разумеются] или нищие духом, или нищие богатствами [или: делами], так что в распространении проповеди нет никакого различия между бедными и богатыми, знатными и незнатными. На непреклонность учителя и истинность наставника показывают эти слова, так как для Него одинаковы все те, которые могут спастись. А словами Своими:

и блажен тот, кто не усомнится [или: «не соблазнится»] во Мне

Он обличил вестников, как это показывается в дальнейших словах.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 4-6 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне

Не сказал: «возвестите Иоанну, что Я Тот, который должен придти», но зная, что Иоанн послал учеников для того, чтобы видели чудеса, говорит: «скажите Иоанну, что видите», и тот, воспользовавшись данным случаем, конечно, еще больше, засвидетельствует обо Мне пред вами. Под благовествующими «нищими» разумей или проповедывающих евангелие, то есть апостолов, ибо они, как рыбари, были нищи и презираемы за свою простоту, или слушающих евангелие и весть относительно вечных благ. Показывая же ученикам Иоанна, что от Него не укрылось то, что они думают, говорит: «блажен, кто не соблазнится о Мне», ибо они имели большое сомнение относительно Него.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ст. 4-5 И отвещав Иисус рече има: шедша возвестита Иоаннови, яже слышита и видита: слепии прозирают и хромии ходят, прокаженнии очищаются и глусии слышат, мертвии востают и нищии благовествуют

Смотри, как Он ответил не на придуманный вопрос их, а на действительную причину, по которой они были присланы. Благовествующими нищими назвал апостолов: ибо кто беднее рыбаря?

Толкование Евангелия от Матфея.

Анонимный комментарий

Ст. 4-6 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне

Наконец, подумай, сколь схожи их мысли и слова. Ведь так же, как Иоанн, на первый взгляд, через своих учеников спрашивал Христа: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? (Мф. 11:3), а на самом деле говорил своим ученикам: «Идите, смотрите и уверуйте, ибо нет другого, кто должен был прийти, кроме Него»; так и Христос, Который, на первый взгляд, отвечал Иоанну, говоря: Пойдите, скажите Иоанну: слепые прозревают, глухие слышат, и блажен, кто не соблазнится о Мне, на самом деле говорил его ученикам: «Вот, смотрите и знайте, что слепые прозревают, глухие слышат, и блаженны будете, если не соблазнитесь о Мне». Что означает: что слышите и видите? Господь, зная, что от Иоанна придут ученики, как говорит Лука, в это время для многих добрых пришельцев приготавливал достойный пир, чтобы даже без Его слов сами дела говорили о Нем. Ибо исцеленные благодарили, а некоторые говорили даже: Никогда такого явления мы не видали в Израиле (Мк. 2:12). Одни говорили: Бог посетил народ Свой во благе, другие же: Слава Богу за то, Давшему такую власть человекам (Мф. 9:8). Таким образом, ученики впитывали и зрением, и слухом, видя чудеса исцелений и слыша слова возносящих благодарение; или видя Его чудеса и слушая Его поучения, или видя исцеления больных и слыша исповедания изгнанных демонов.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 4-6 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне

Евангелист Лука, описывая посольство Иоанна, говорит, что Иисус Христос в присутствии учеников Иоанновых исцелил многих больных (7, 21). Указанием на чудеса и совершением чудес Иисус Христос прямо отвечает на вопрос Иоанна, что Он есть действительно обетованный Мессия: потому что такие дела, и в таком числе, по пророчеству Исайи, может и должен творить только один Мессия: Се Бог наш… придет и спасет нас. Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат(35, 5 и дал. 61, 1 и дал.). Прокаженные очищаются. О болезни проказы чит. в объясн. 2 ст. 8 гл. Нищие благовествуют. Нищие – бедные. Тут разумеются апостолы, которые, как происходившие из простого сословия, – из рыбарей, действительно были нищие. И блажен есть, иже аще (кто), подобно самому Иоанну, не соблазнится о Мне. Соблазниться о Иисусе Христе значит соблазниться Его уничижением, – не поверить Ему, отвергнуть Его учение: потому что соблазниться о ком значит почему-либо усомниться в достоинстве того лица и не доверять ему, глумиться над ним (13, 54-57; 26, 31. 33). «Если бы, – замечает при этом Златоуст, – Иоанн стал прямо говорить своим ученикам: подите к Нему, Он лучше меня; то этим не убедил бы их, они подумали, что он говорит это из скромности. Что же он делает? Выжидает случая от них самих услышать, что Иисус творит чудеса, и посылает двоих из них, быть может, как более способных уверовать, чтобы они из самых дел увидели разность между ним и Иисусом».

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите

(Лк. 7:22). Если бы Христос ответил, что Он — Мессия, то такой ответ был бы в настоящем случае свидетельством Христа о Самом Себе и показался бы неистинным. Это побудило Спасителя дать непрямой, хотя и вовсе не уклончивый, ответ ученикам Иоанна. Нет никакой надобности предполагать, что Он нарочно для них совершил чудеса, о которых говорится дальше. Иисус Христос просто ссылается на них, как на факт, который был известен всем, не исключая и самого Иоанна. Но это, конечно, не исключает возможности, что чудеса были совершены и пред глазами учеников (см. Лк. 7:21). Вместо теоретических доказательств Спаситель предлагает очевидные истины — ά άκούετε και βλέπετε (что слышите и видите).

Толковая Библия.

Троицкие листки

И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите

См. Толкование на Мф. 11:2