Толкования на Мф. 11:19

Свт. Иоанн Златоуст

Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее

И оправдана премудрость чадами ее - то есть: хотя вы и остались неубежденными, но уже не можете обвинять Меня, – как и о Боге Отце говорит пророк: Так что Ты праведен в приговоре Твоем (Пс. 50:6). Хотя Бог и не видит никакого плода от Своего о нас попечения, однако же, с Своей стороны исполняет все, чтобы людям бесстыдным не оставить ни малейшего повода к безрассудным сомнениям. А что Господь употребляет простые и неблагородные сравнения, ты не удивляйся этому: Он говорил так, приспособляясь к немощи слушателей.

Беседы на Евангелие от Матфея.

См. также Толкование на Мф. 11:17

Свт. Иларий Пиктавийский

Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее

См. Толкование на Мф. 11:18

Свт. Филарет (Дроздов)

Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее

Так, чада премудрости, которая не имеет в них недостатка, оправдывают учение Христово делом и опытом, без сомнения, сильнее всякого слова и рассуждения: и подумаем мы, неуспешные ученики той же премудрости, не осуждают ли они нас своею деятельною мудростию, подобно как некогда Ной осудил весь первый мир (Евр. 11:7) не иным каким судом, как только своею деятельною верою; – не осуждают ли нас примером своим, и не делают ли безответными пред Богом, если мы знаем учение, видим исполнение оного, следственно не можем с основательностию сказать ни того, что оно несбыточно, ни того, что непонятно, – и все однако не последуем оному полною верою и точным послушанием, все печемся о земном, не ищем царствия Божия, или не прежде всего ищем царствия Божия и правды Его?

456. Слово на память Преподобного Отца нашего Сергия Радонежского и всея России Чудотворца (Говорено в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, сентября 25). 1823

Блж. Иероним Стридонский

Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее

См. Толкование на Мф. 11:16

Блж. Феофилакт Болгарский

Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ея

Господь говорит: так как жизнь Иоанна и Моя не нравится вам, но вы отвергаете все пути ко спасению, то Я, Премудрость, оказываюсь правым. У вас нет уже оправдания, и вы, конечно, будете осуждены, ибо Я все исполнил, и вы неверием своим доказываете, что я прав, так как не опустил ничего.

См. также Толкование на Мф. 11:18

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ея

См. Толкование на Мф. 11:18

Прот. Иоанн Бухарев

Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее

Сын человеческий, т. е. Иисус Христос (чит. объясн. 20 ст. 8 гл.). Ест и пьет (ядый и пияй), т. е. не воздерживается, подобно Иоанну, от употребления обычной пищи и не уклоняется от вина, как простой человек, а не Назорей; с любовью разделял трапезу с мытарями и грешниками, только бы привлечь их к себе и спасти. Вот человек, который любит есть и пить (ядца и винопийца) и пр., т. е. упрекают Иисуса Христа в том, что Он не соблюдает воздержания и таким образом не соответствует строгой жизни Иоанна Крестителя. Св. Златоуст так объясняет слова Спасителя о Себе и об Иоанне Предтече: «Иисус сказал: мы играли вам на свирели, и вы не плясали, т. е. Я вел не строгую жизнь, и вы не покорились Мне; мы пели вам печальные пести, и вы не рыдали, т. е. Иоанн проводил жизнь строгую, и вы не внимали ему. Что Господь употребляет простые и неблагородные сравнения, – прибавляет Златоуст, – ты не удивляйся сему. Он говорил, приспособляясь к немощи слушателей». И оправдися (оправдана) премудрость от чад своих (чадами своими). Чадами мудрости называются мудрые люди, т. е. те, которые правильно понимают предметы и события. Истинная божественная мудрость – это та, которая явилась в Иоанне и его действиях, и особенно в Самом Иисусе Христе, как самой воплотившейся Премудрости Божией и в Его действиях. Оправдалась такая премудрость, т. е. познали ее как истинную премудрость; познали чада ее, т. е. те, которые ищут ее, любят и стараются приобрести. Оправдалась мудрость тем, что такие люди не увлеклись неправильным мнением об Иисусе Христе и Иоанне, какое имели вообще Иудеи, а узнали в Них Мессию и Его Предтечу.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее

(Лк. 7:34). Так же, как и ст. 16, здесь имеется немало разночтений. “Мытарям (мытарей) друг” и “друг мытарей”; “от всех дел”; вместо “дел” в некоторых кодексах “чад” — “оправдана от чад ее” (или как в русск.); вместо “говорят” у Лк. “вы говорите”, как и в 18 стихе; “оправдана мудрость делами ее” — у Луки “всеми чадами ее”. По Златоусту, Спаситель, “предоставив Иоанну блистать постом, Сам избрал путь противный: участвовал в трапезах мытарей, вместе с ними ел и пил”.

“Оправдана премудрость чадами (делами) ее.” Что это значит? Выражение причинило почти бесконечные затруднения комментаторам. Прежде всего, затруднительно было объяснить “и” (καί) вместо “но;” “оправдана” (έδικαιώθη) вместо настоящ. “оправдывается” (δικαιοῦται); “от ее чад” вместо “ее чадами”. И затем на какую мудрость ссылается здесь Спаситель? На какое оправдание? Какую связь имеют эти слова с предшествующими? Для решения этих вопросов прежде всего нужно установить, как следует читать у Матфея “от чад” или “от дел”. Во время Иеронима чтение “от дел” встречалось только в “некоторых кодексах”. С мнением, что до 4 века нет никаких следов чтения “от чад”, нельзя согласиться. В параллельном месте у Луки 7:35, несомненно, поставлено τέκνων. Но Цан принимает ἔργων и предлагает остроумную гипотезу о том, каким образом со временем появилось слово τέκνων у Матфея. Причиною этого было сходство еврейских слов эвед, которое означает раб (отсюда — сын, чадо, τέκνων) и авода (от авад — работать) — дело, занятие. Таким образом, в арамейском подлиннике переписчики могли прочитать и “ее (премудрости) дела”, и “ее рабы” (слуги). А различие в произношении этих слов, говорит Цан, не настолько велико, чтобы сделать невозможною такую замену, которая встречается и в других местах, например, Климент. 1 Кор. 39. Правильный перевод abdeh был бы οἱ παῖδες (употребительнее, чем δοῦλοι) αὐτῆς, а не τέκνα. Новейшие экзегеты принимают τέκνων, но не все. Морисон упрекает Тишендорфа за его пристрастие к кодексам Синайскому и Ватиканскому и говорит, что выражение ἔργων “не имеет смысла”. Но Гольцман, принимая ἔργων, полагает, что смысл выражения следующий: мудрые познаются из своих дел. Таково значение слова δικαιοῦν = признавать или считать справедливым (ср. Мф. 12:37; Лк. 7:29 (греч.); 10:29; 16:15; 18:14). Под εργα не следует понимать здесь “чудесных дел”, но именно внешнюю форму жизни, от которой зависит суд толпы. Смысл выражения тот, что дело жизни Иоанна и Спасителя оправдывает их поведение, и этим уже оправдана мудрость Божия, которая послала и руководила их.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее

См. Толкование на Мф. 11:16