Толкования на Мф. 12:34

Свт. Иоанн Златоуст

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста

Далее, так как не о Себе самом говорит Спаситель, а о Духе Святом, то и произносит обличения Свои с большею строгостью: порождения ехиднова, како можете добро глаголати, зли суще? В этих словах заключается и обвинение фарисеев, и доказательство вышесказанного. Вот вы, говорит Спаситель, будучи худыми деревами, не можете приносить и доброго плода. Потому Я и не удивляюсь, что вы произносите такие слова; происходя от злого рода, вы и воспитаны худо, и усвоили себе мысли худые. И заметь, с какою осторожностью, предотвращающею всякое ухищрение противников, Он выражает Свои обвинения. Он не сказал: как вы можете говорить доброе, будучи порождениями ехидн, - потому что одно с другим не имеет соотношения, но говорит: како можете добро глаголати, зли суще? А порождениями ехидн назвал их потому, что они хвастались своими предками. Итак, чтобы показать, что нет им от того никакой пользы, Он отсекает их от сродства с Авраамом и дает им других предков, имеющих такой же нрав, как и они, и таким образом лишает их того благородства, которым они гордились. От избытка сердца, говорит Он, уста глаголют. Здесь вновь дает Он видеть божество Свое, ведающее сокровенные помышления, а также показывает, что фарисеи понесут наказание не только за дела, но и за злые мысли; показывает и то, что Он, как Бог, знает эти мысли. А впрочем, возможно и людям знать их. Естественно, чтобы слова изливались наружу чрез уста, когда внутренность переполнена злом. Поэтому, когда ты слышишь человека, произносящего худые слова, то не думай, что в нем лежит лишь столько зла, сколько показывается в словах, а заключай, что источник его гораздо еще обильнее, потому что выражаемое наружно есть только избыток внутреннего. Видишь ли, какой крепкий удар наносит Христос фарисеям? Если слова их так исполнены зла, и происходят от духа дьявольского, то подумай, каков должен быть корень и источник этих слов. Обыкновенно так бывает, что язык, удерживаемый стыдом, еще не все худое изливает в словах; напротив сердце, не имея никого из людей свидетелем своих движений, бесстрашно порождает в себе всякое зло, какое только захочет, потому что оно не много думает о Боге. Слова предлагаются в слух всех и взвешиваются всеми, а сердце укрывается в тени, и потому меньше зла бывает на языке, больше в сердце. Но когда уже слишком много скопится его внутри, тогда с большим стремлением выходит наружу то, что доселе было скрываемо. И как мучащиеся рвотою сначала силятся удерживать в себе рвущиеся из них мокроты, а потом, когда уже не в силах владеть собою, выбрасывают нечистоту в большом количестве, так и наполненные злыми умышлениями наконец изливают их в злоречивом осуждении ближнего.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста

Господь учил, что все это извращенное мнение исходит из природного порока. Из доброго сокровища нельзя вынести ничего плохого, и Богу следует отдать отчет за всякое праздное, то есть негодное и бесполезное, слово, так как за слова нашего исповедания мы должны быть или осуждены, или оправданы, чтобы получить такое благоволение будущего суда, какую речь о Господе небесной славы будем держать.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста

Вы зли суще, – сказал Спаситель. Кто этого не чувствует сам в себе? Так, Господи, мы действительно злы. Если в нас бывает иногда особенный прилив злости и мы начинаем ненавидеть всех, не будем удивляться этому: это слепая гордость, которая считает себя добрым, – но признаем смиренно, что мы действительно таковы, и обратим это в повод к смирению; то бывает особенная милость, благодать Божия нам, когда мы бываем к другим истинно добрыми, истинно благорасположенными. Будем говорить чаще Господу: Господи! Ты пришел в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз (1Тим. 1:15): спаси меня от кроющегося во мне зла. Я без Тебя не могу творити ничесоже (Ин. 15,5), и не только не могу творить без Тебя ничего доброго – не могу от себя, яко от себя, иметь мысли хорошей, чувства доброго, святого. Помоги мне, Господи!

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Иероним Стридонский

Порождения [потомство] ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста

Он показывает, что они злое дерево и приносят такие обильные плоды злословия, какие имеют в себе семена дьявола.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 34-35 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы

Вы, говорит, будучи худыми деревьями, приносите и плод худой, когда поносите Меня; так и Я, если бы был худой, приносил бы и плод худой, а не столь великие чудеса. Называет их порождениями ехидны, так как они хвалились Авраамом. Господь показывает, что они происходят не от Авраама, а от предков, достойных их злобы.

Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое

Когда видишь, что кто-либо срамословит, то знай, что в сердце своем он имеет не то, что говорит, но много более того. Ибо то, что выходит наружу, это выходит только от избытка, и тот, кто скрывает внутри себя сокровище, открывает только некоторую часть его. Подобно этому и тот, кто говорит доброе, гораздо больше носит в своем сердце.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Порождения ехиднова, како можете добро глаголати, зли суще? От избытка бо сердца уста глаголют

Порождения ехиднова, како можете добро глаголати, зли суще

Не удивительно, если вы произносите такую хулу. Будучи злыми, вы не можете говорить хорошего. Затем и естественным образом доказывает, почему они не могут.

От избытка бо сердца уста глаголют

Когда сердце преисполнено злобы, то от избытка ее по необходимости изливается зло, т.е. злая речь. Подобно тому как изрыгающие вначале усиливаются удержать вырывающуюся мокроту внутри, но когда внутренность переполняется, они пересиливаются и извергают избыток ее, так точно и питающие в себе злые помышления. Называет их ехидниными порождениями, как и Иоанн Креститель в третьей главе (7 ст.). Там же найди и объяснение этого.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 34-35 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое

В этих словах Господь говорит, что от Иудеев и нельзя ожидать хорошего мнения о Нем, потому что они очень испорчены. Порождения ехиднины (объясн. сего читай в объясн. 7 ст. 3 гл.). От избытка сердца глаголют (говорят) уста, т. е. уста обыкновенно говорят то, чем переполнено сердце, что находится в сердце. Если слова Иудеев были худы, то каково же должно было быть их сердце? От (из) сокровища своего. Сердце человеческое представляется сокровищницею, в которой у доброго человека хранится доброе, т. е. добрые помыслы, чувства, желания и намерения, а у злого, наоборот – злое, – злые, худые помыслы, чувства, желания и намерения, и из этой сокровищницы они берут, или выносят, т. е. говорят, добрый – доброе, а злой – злое.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста

(Лк. 6:45). Связь речи в этом стихе в русском переводе не выражена ясно. Это можно легко видеть, если несколько распространить речь. Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Вы не можете говорить ничего доброго, потому что от избытка сердца говорят уста. Но если вставить здесь предложение: не можете говорить ничего доброго, потому что сердце ваше наполнено злобой, а от избытка сердца, т.е. от того, что его переполняет, говорят уста, — то речь Спасителя сделается понятнее. Однако русский перевод точен; в греческом такой же пропуск промежуточных мыслей и предложений, как и в русском. В немногих рукописях, впрочем, выражено стремление при помощи исправлений несколько иначе изложить эту мысль, именно через прибавку после “говорят уста” слов или “доброе” (ἀγαθά), или “худое” (mala). Таким образом: “ибо от избытка сердца говорят уста доброе” (худое). Спаситель называет фарисеев “порождениями ехидниными”, как Иоанн Креститель (Мф. 3:7) и “по причинам, там указанным”. Евфимий Зигабен перефразирует эту речь так: не удивительно, если вы произносите на это (на Мои действия) хулу, потому что вы, будучи злы, не можете говорить доброго. Затем Христос показывает “физиологически”, почему они этого не могут.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста

См. Толкование на Мф. 12:31