ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься
Итак, тем, кого злословят, не о чем заботиться, потому что от них не потребуется ответа за то, что другие говорили о них дурно, но говорившим дурно надо страшиться и трепетать, потому что за свое злоязычие они будут повлечены в суд. Поистине это дьявольская сеть, это грех, который не приносит никакой радости, но только вред. Поистине злое сокровище копит такой человек в своей душе. Если одержимый дурными соками сам больше всех терпит от этой болезни, то тем более накапливающий в себе злобу, которая горче всякой желчи, претерпит ужасные [мучения], причинив себе страшную болезнь. Если изрыгаемые им слова столь печалят других, то гораздо сильнее душу, породившую их. Ибо замышляющий дурное прежде всего убивает самого себя, так же как раздувающий огонь сжигает самого себя, бьющий по алмазу причиняет вред самому себе и наступающий на острые гвозди сам себе наносит рану.
Беседы на Евангелие от Матфея.
См. также Толкование на Мф. 12:35
ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься
Если слово доброе, назидательное, то оно оправдает нас, а если худое, гнилое, то осудит.
Дневник. Том I. 1856.
ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься
См. Толкование на Мф. 12:36
ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься
См. Толкование на Мф. 12:36
от словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишися
За добрые будешь оправдан, а за злые – осужден.
Толкование Евангелия от Матфея.
ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься
От слов своих оправдаешься и пр.: слова суть выражение мыслей и чувств человека и вообще внутреннего нравственного состояния его; по ним познается человек, как дерево по плоду. Если слова человека правдивы, честны, благочестивы, назидательны, они показывают хорошего человека в произносящем их, и такой человек получит оправдание на суде. Если слова лживы, нечестивы — они указывают на злое сердце человека, и таковой не может получить оправдания, а подвергнется осуждению. Впрочем все сие изречение не так должно понимать, будто только слова человека будут единственною причиной оправдания или осуждения его на суде; оправдывается человек верой и по вере добрыми делами, осуждается же неверием и происходящим отсюда отсутствием добрых дел или делами худыми; слова же представляются здесь только как выражение внутреннего состояния человека (ср. Иак. 3:3—12). Своих: «не по речам другого, но по твоим собственно словам Судья выносит приговор. Что может быть сего справедливее? Ибо в твоей власти говорить и не говорить. Посему не злословимым надобно страшиться и трепетать, но злословящим» (Злат.)
Толковое Евангелие.
ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься
Это изречение Господа должно понимать не так, что слова человека будут единственною причиною оправдания или осуждения его на суде Христовом. Здесь под словами разумеются дела: так как слова суть выражение мыслей, чувств, вообще внутреннего нравственного состояния человека (35 ст.). По словам, как дерево по плоду, узнается человек (ст. 33). Хороший человек говорит хорошее, худой – худое. С другой стороны, здесь указывается, что и слова человека имеют большое нравственное значение, что за них будет и награда, и наказание на суде. Язык небольшой член, а много делает, пишет ап. Иаков (чит. Иак. 3 гл. ст. 3-12).
Толкование на Евангелие от Матфея.
ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься
Ближайший смысл этого выражения тот, что человек оправдывается или осуждается своими словами на обыкновенном человеческом суде. Но эта мысль возводится в принцип, и говорится вообще о том, что слова человека оправдывают или обвиняют его. Под судом и оправданием здесь разумеются обвинение или оправдание преимущественно на страшном суде.
Толковая Библия.
ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься
См. Толкование на Мф. 12:31