Толкования на Мф. 12:43

Свт. Иоанн Златоуст

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит

См. Толкование на Мф. 12:42

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 43-45 Егда нечистый дух изыдет от человека, преходит сквозе безводная места, ища покоя, и не обретает. Тогда речет: возвращуся в дом мой, отнюдуже изыдох: и пришед обрящет празден, пометен и украшен. Тогда идет и поймет с собою седмь иных духов лютейших себе, и вшедше живут ту: и будут последния человеку тому горша первых: тако будет и роду сему лукавому

В Израильтянах, когда они еще жили в Египте, как в идолослужителях обитал дух лукавый. Но потом он был изгнан, потому что они призваны были чрез Моисея к богопознанию. Когда же они сделались Господоубийцами и виновными в бесчисленных преступлениях; тогда для них последнее стало хуже первого, потому что в них поселился не один только, но целое полчище бесов; душа, отринувшая от себя охрану небесной благодати, наверно и весьма легко будет уловлена сатаною.

…Так и Господь наш Иисус Христос говорит, что нечистый дух, выйдя из человека, ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит (Мф. 12,43). Ибо как безводная страна необитаема для людей; так и под землею, неприятною и ненавистною для нечистых демонов, как бы непроходимою и безводною по справедливости можно разуметь душу, любящую Бога и святую и не допускающую ничего приятного для них ни в помыслах, ни в делах.

Толкование на пророка Осию.

Свт. Иларий Пиктавийский

Ст. 43-44 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным

Следовательно, закон, который позже был дан, своим вмешательством, наподобие некоей стоящей на страже силы, изгнал и извлек нечистого духа, сидящего в груди этого народа. Выйдя оттуда, он обошел оставленных и томимых жаждой язычников, покидая прежний дом, чтобы в них найти покой и безмятежное обитание до судного дня. Но Божией милостью, вновь оказанной язычникам, после того как забил живой источник крещения и для них не оказалось никакого места обитания, когда даже в них этот нечистый дух не находил покоя, он, подумав, счел лучшим вернуться в тот дом, откуда вышел. И этот дом, очищенный законом, украшенный провозвестиями пророков и приготовленный пришествием Христа, оказался пуст, откуда ушла и стража закона, так как всякий закон был до Иоанна. Он не принял для  обитания Христа, лишился жильца и был оставлен стражами, хотя и был вычищен и украшен заботой предшественников для грядущего жителя. Итак, он берет с собой семь злейших духов, потому что столько было даровано милостей Христом, которые многообразная премудрость Божия поместила в Нем в семиобразной славе, чтобы владение неправедности было таким же, каким было будущее владение благодати Божией. Так, последнее состояние этого человека хуже предыдущего, так как нечистый дух вышел из него в страхе перед законом, а ныне возвращается в него с отмщением из-за того, что он отверг благодать.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Сщмч. Петр Дамаскин

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит

Ибо как самоукорение есть невидимое преуспеяние, потому что человек хорошо совершает путь свой и не замечает этого, так и самомнение и самоугодие есть скрытая погибель, потому что мы возвращаемся при них назад и не замечаем того. И поистине так. В тщеславную душу, и очищенную благодатию, страсти возвращаются. И Господь говорит: Егда же изыдет нечистый дух и прочее. Почему? Потому что место, из которого он вышел, не имеет ни делания духовного, ни смирения; оттого и приходит он с прибавлением иных многих зол и живет там. Разумеющий да разумеет.

Творения. Книга вторая.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 43-45 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит: Тогда говорит

Некоторые думают, что это сказано об еретиках, потому что дух нечистый, обитавший прежде в них, - когда они были еще язычниками, – во время исповедания ими веры извергается, а потом, когда они переходят в ересь и притворными добродетелями украсят дом свой, дьявол в соединении с семью другими злыми духами возвращается к ним и обитает в них; и бывает их последнее состояние хуже первого, потому что еретики находятся в гораздо худшем положении, нежели язычники: у последних можно надеяться на возникновение веры, тогда как в первых царит борьба вследствие разногласия. Хотя такое понимание имеет многих сторонников (quemdam plausum = некоторое рукоплескание) и носит на себе черты правильного учения, однако я не знаю, верно ли оно, так как из слов, следующих по окончании этого сравнения, или примера: Так будет и с этим злым родом, – следует, что мы необходимо должны относить это место (parabola) не к еретикам и каким-либо другим людям, а к народу иудейскому, так что связь речи этого места не допускает произвольного насильственного толкования то так, то иначе и извращения по обычаю людей неразумных; эта связь вполне последовательно соответствует или предшествующим словам, или дальнейшим. Нечистый дух вышел из иудеев, когда они приняли закон, и бродил по безводной пустыне, ища себе успокоения, – именно: изгнанный из среды иудеев он скитался по пустыне народов языческих; когда же последние потом уверовали Господу он, не находя себе места у других народов, сказал:

возвращусь в дом мой, откуда я вышел

То есть пойду к иудеям, которых прежде оставил.

И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом

Действительно, храм иудейский был свободен и не имел у себя Христа в качестве [как бы] гостя, ибо Он сказал: Встаньте, пойдем отсюда (Ин. 14:31) и в другом месте: Се, оставляется вам дом ваш пуст (Лк. 13:35). А так как они не имели защиты ни от Бога, ни от ангелов и были украшены излишним соблюдением закона и фарисейских преданий, то и возвращается дьявол на свое прежнее местожительство и, присоединив к себе семеричное число демонов, живет в прежнем доме; и бывает последнее состояние этого народа худшим, чем прежде, ибо ныне они находятся во власти большего числа демонов, - произнося в собраниях своих хулы на Иисуса Христа, - чем были в Египте, то есть прежде познания закона. В самом деле, ведь иное дело не иметь веры в Того, Который должен придти, а иное дело не принять уже Пришедшего. А семеричное число духов в соединении с дьяволом понимай или в отношении к субботе, или в отношении к [семеричному] числу Духа Святого; так что, как у пророка Исайи рассказывается, что над ветвью от корня Иесеева и над цветом, который восходит от корня, выступают семь добродетелей Духа (Ис. 11:1-3), так в дьяволе, наоборот, определяется (consecratus sit) число пороков.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 43-45 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел; и придя находит его незанятым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там. И бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом

Господь показывает, что они достигли края погибели, не приняв Его. Подобно тому, как освободившиеся от демонов, если не радеют, терпят худшее, так и ваш род находился во власти демона, когда вы поклонялись идолам; но чрез пророков Я изгнал этого демона и Сам пришел, желая очистить вас; но так как вы оттолкнули Меня и более - стремитесь погубить Меня, то, как согрешившие в более худшем, будете и наказаны сильнее, и последний ваш плен будет тяжелее прежних. Ты же пойми и то, что посредством крещения изгоняется нечистый дух и бродит по безводным пустыням и некрещеным душам, но в них не находит отдыха. Ибо отдых для демонов - это смущать крещеных злыми делами, тогда как некрещеных он уже имеет в своей власти. Итак, демон возвращается к крещеному с семью духами. Ибо как семь даров Духа, так в противоположность этому и семь духов злобы. Когда он войдет в крещеного, тогда его несчастье бывает большим, ибо прежде была надежда очиститься крещением, после же нет надежды очиститься, кроме как только крещением покаяния, которое очень трудно.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Егда же нечистый дух изыдет от человека, преходит сквозе безводная места, ища покоя, и не обретает

Безводными местами называет пустыни, и разумеет души святых, не имеющие никакой влаги страстей, лишенные и не производящие никакого зла.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 43-45 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом

Здесь Господь говорит приточно, сравнением, – сравнивая состояние неверия фарисеев с состоянием человека бесноватого. Преходит сквозь безводная места (ходит по безводным местам). Места пустынные, безводные, дикие, необитаемые представляются местопребыванием злых духов (Тов. 8, 3. Апок. 18, 2). Ища покоя, и не обретает (не находит). Места пустынные, дикие представляются неудобными для обитания злых духов, для них лучше обитание в человеке, где они могут делать зло. Под образом злых духов разумеются здесь страсти, кои не находят себе места и покоя нигде, как только в сердце злого человека. Тогда речет (говорит): возвращуся в дом мой, отнюду же (откуда) изыдох и проч. Злой дух, как равно и страсть, стремятся снова овладеть человеком, которого оставили было. Дом мой. Злой дух или страсть называют человека домом своим, потому что живут в нем, как в своем доме. И пришед обрящет (находит) дома празден (незанят), пометен и украшен (убран). Это значит, что, по изгнании злого духа, как равно и страсти, из человека, сердце его делается чистым, сор всего худого выметен из него, и оно становится убранным добродетелями. Тогда идет и поймет (берет) с собою седм иных духов лютейших (злейших) себе, и шедше, живут ту (там), т. е. если человек остается нерадивым и невнимательным к себе, то злой дух, как равно и страсти, возвращаются к нему. Возвращаются еще с большею силою и лютостью: на это указывают, во-первых, число седмь, которое должно понимать в смысле множества (1 Цар. 2, 5 и др.) и, во-вторых, дальнейшие слова: и будет последняя человеку тому горше (хуже) первого. Будет хуже первого, потому что прежде еще была надежда на исправление, а теперь зло гораздо крепче овладело сердцем, нежели было раньше. Так бывает и со всяким человеком, если он после покаяния не будет бороться с своими устарелыми греховными привычками. Заметь это, кающийся грешник! Словами же далее: тако будет и роду сему лукавому, – Господь указывает, к кому относится и что значит сказанная Им притча о злых духах и страстях, – относится она к неверующим фарисеям и значит следующее: фарисеи просили от Иисуса Христа особенного чуда. Господь отказал им в этом, указав только на чудо с пророком Ионою, и затем поясняет притчею, что хотя бы и сотворил Он для них чудо, даже особенно поразительное и убедительное, хотя бы они, увидев такое чудо, уверовали в Него и показали некоторые признаки исправления; но это было бы ненадолго: потому что неверие и страсти так сильны в них и так застарели, что скоро могут возвратиться в их сердце, как злой дух в человека, и проявятся там с большею силою, и они сделаются еще хуже. Так точно и исполнилось на фарисеях. Несмотря на чудеса Спасителя, они все более и более ожесточались против Него, страсть злобы усилилась в них, подобно тому бесноватому, в которого бесом приведено было с собою семь других злейших бесов, и они отвергли и распяли Господа. Затем также злобно поступали Иудеи, а за ними и язычники с апостолами и со всеми христианами.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Ст. 43-45 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом

(Лк. 11:24, 25 и 26). У Луки отдел этот почти буквально сходен с речью Матфея, за исключением немногих слов. Нужно думать, что Христос, говоря так, образно приспособляется к понятиям времени, по которым нечистые духи были олицетворением разных зол, духовных и вещественных.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит

См. Толкование на Мф. 12:38