Толкования на Мф. 13:25

Свт. Иоанн Златоуст

когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел

См. Толкование на Мф. 13:24

Свт. Хроматий Аквилейский

Ст. 25-26 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы

Господь показывает, что враг дьявол со своей стороны вновь посеял плевелы своей злобы и враждебности, чтобы задушить в нас семя Бога. Он говорит так: Когда же люди спали, пришел враг и посеял между пшеницею плевелы, и ушел. Господь показывает, что дьявол сеет плевелы среди спящих людей, среди тех, стало быть, кто беспечно погружен в свое неверие, как в сон бездействия, и засыпает в божественных наставлениях. О них говорит апостол: Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью (1 Фес. 5:6-7). Именно этим сном бездействия и неверия были отягощены неразумные девы, о которых мы читали в Евангелии, которые, не налив масла в сосуды, не смогли встретить жениха. Поэтому враг человеческого рода дьявол всегда более всего стремится сеять плевелы среди пшеницы. Но того, кто отогнал от себя сон неверия и верующим умом всегда бодрствует для Господа, не сможет захватить никакой ночной сеятель. <…> Сам Господь объяснил, что доброе семя - это сыны царства, а плевелы - негодные сыны.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Свт. Лука Крымский

когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел

См. Толкование на Мф. 13:24

Свт. Филарет (Дроздов)

когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел

То есть, во время сна, нерадения и безпечности приходит диавол и всевает в нашу жизнь худыя мысли, порочныя желания, беззаконныя дела. Видите, как опасен нравственный сон.

237. Слово в день памяти Святителя Алексия (Печатаются с издания 1861 года). (Говорено в Чудове монастыре февраля 12; напечатано в Твор. Св. От. 1849 г. и в собр. 1861 г.) 1849 год

Прп. Исидор Пелусиот

когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел

Спрашиваешь: почему помышления злая от сердца исходят и сквернят человека (Мф. 15:18-19)? Потому что спят делатели, обязанные бодрствовать и хранить прорастающий плод доброго семени. Если бы мы неизменно пребывали на страже над собою, не предаваясь пресыщению и усыплению и не оскверняя Божия образа, то есть не допуская подменивать доброе семя, то сеятель плевел не нашел бы к нам доступа и не возрастил бы в нас достойных огня плевел.


Хощеши ли, да шедше исплевем плевелы (Мф. 13:28), - говорят Ангельские Силы, желающие всегда преданно служить Божией воле, потому что видят и нашу леность, и великое Божие долготерпение. Но им воспрещается сделать сие, чтобы вместе с плевелами не была исторгнута пшеница, не был похищен грешник, подающий надежду исправления, и вместе с родителями, которые соделались порочными, не были истреблены невинные дети, которые нередко находятся еще в отеческих чреслах, но предстоят уже Богу, видящему сокровенное.

Чины Ангельские, как Божии рабы, подобно всякому естеству, не знают того, чего еще нет, а Господь и знает это, и нередко приводил в исполнение. Не лишил Он жизни согрешающего Исава, когда тот был еще бездетным, чтобы вместе с ним не истребить от него рожденного Иова. Не предал смерти мытаря Матфея, чтобы не воспрепятствовать делу Евангелия. Не умертвил непотребных блудниц, чтобы в мире были и образцы покаяния. Не наказал отречения Петрова, потому что провидел горькие слезы. Не истребил, наказав смертью, гонителя Павла, чтобы не лишить спасения пределы вселенной.

Посему те плевелы, которые остаются до жатвы и не изменяются, то есть не приносят плода покаяния, как болезнующие совершенным неплодием, уготовляются великому огню.

Письма. Книга I.

Прп. Максим Исповедник

когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел

См. Толкование на Мф. 12:20

Блж. Иероним Стридонский

когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел

См. Толкование на Мф. 13:24

Блж. Феофилакт Болгарский

когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел

См. Толкование на Мф. 13:24

Ориген

когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел

Когда люди поступают не по заповеди Иисуса, сказавшего: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26:41; Мк. 14:38), и засыпают, дьявол, поджидая, засевает в помышлениях, которые ктото называет естественными, и среди добрых от Слова семян названные плевелами дурные учения. В соответствии с этим весь мир может быть назван полем, а не только Церковь Божья, ибо во всем мире Сын Человеческий посеял доброе семя, а лукавый - плевелы, которые суть дурные слова - [порожденные] злобой сыны лукавого.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Спящым же человеком, прииде враг его и всея плевелы посреде пшеницы и отыде

Этою притчею указывает на другие козни диавола. Когда он увидит, что добрая земля приносит плод во сто крат, в шестьдесят или в тридцать, и он не может ни похитить семени, ни сжечь или заглушить возрастающее, – то задумывает другого рода хитрость и, как враг посеявшего, старается погубить его труд: когда люди спят, т.е. не заботятся об охране поля (здесь указывает на учителей, как охранителей правоверующих), он всевает плевелы, т.е. еретиков среди правоверующих. Последних назвал пшеницею, как полезных для сеющего.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел

См. Толкование на Мф. 13:24

Лопухин А.П.

когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел

Относительно смысла ζιζάνια (плевелы) высказано было много мнений. По Цану это, по-видимому, семитическое слово, обозначающее похожую на пшеницу сорную траву. Подтверждение своих слов Цан находит в словах Иоанна Златоуста ὃ καὶ κατὰ τὴν ὄψιν ἔοικε πῶς τῷ σίτῳ (по-видимому, походит на пшеницу). Но достоверного ботанического определения этого слова еще не сделано. Вероятно, это lolium temutentum (опьяняющий куколь, головолом) или какой-нибудь вид спорыньи (claviceps purpurea), которая появляется не только во ржи, но и на многих других растениях, между прочим, и на пшенице. Иероним, живший в Палестине, говорит, что в Евангелиях указывается на lolium. Плод этого растения “более горек, — говорит Томсон, — и когда его едят отдельно или даже размешанным в обыкновенном хлебе, он причиняет головокружение и часто действует, как сильное рвотное. Кратко — это сильный снотворный яд, и должен тщательно провеиваться и отделяться от пшеницы, зерно за зерном”. Прежде, чем созреть, это растение так сильно походит на пшеницу, что его часто оставляют до тех пор, пока она не созреет.

Толковая Библия.

Троицкие листки

когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел

См. Толкование на Мф. 13:24