Толкования на Мф. 13:58

Свт. Иоанн Златоуст

И не совершил там многих чудес по неверию их

См. Толкование на Мф. 13:53

Блж. Иероним Стридонский

И Он не совершил там многих чудес [буквально: не обнаружил многой силы - non fecit ibi virtutes multas] вследствие неверия их

Это значит не то, что Он «не мог» обнаружить множества сил вследствие их неверия, а значит то, что Он, не совершая многих знамений и чудес, осудил [своих] неверующих соотечественников. Это место можно понимать и иначе, - именно: что Иисус встречает презрение в доме и отечестве Своем, т. е. у народа иудейского. Потому Он и совершил там немногие чудеса, - чтобы они не были совершенно безответными. Гораздо большее число знамений совершал Он ежедневно через апостолов у народов языческих, и не столько в исцелении телесном, сколько в спасении душевном.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

И не совершил там многих чудес по неверию их

См. Толкование на Мф. 13:57

Блж. Петр Хрисолог

И не совершил там многих чудес по неверию их

Христос пришел в свое отечество, ибо написано: Пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин. 1:11). И действительно, говоря: Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем, Он учит, что прискорбно обладать властью среди своих, и возвышение среди сограждан обжигает. Слава близкого человека жжет близких. Если соседи должны воздавать почести соседу, они считают это рабством. И не совершил там, - говорит, - многих чудес по неверию их. Не бывает чуда там, где того не заслуживает неверие. И хотя Христос не требует вознаграждения, когда исцеляет, однако негодует, когда вместо почтения Ему отвечают неблагодарностью.

Собрание проповедей.

Ориген

И не совершил там многих чудес по неверию их

Мне кажется, что [между] телесными вещами и совершением чудес существует некое подобие. Труда земледельца недостаточно для того, чтобы собрать урожай, если нет содействия со стороны того, что посеяно, и особенно почвы, благодаря которой [земледелец] достигает желаемого результата. И почвы недостаточно без земледелия, а лучше сказать, Промыслитель не сотворил так, чтобы восходящее из земли восходило без земледелия, ибо это Он соделал однажды, сказав: Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее (Быт. 1:11). Таким образом, ни совершение чудес без веры исцеляемых не оказывает совершенного исцеляющего действия, ни вера, какой бы она ни была, без божественной силы.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

И не сотвори ту сил многих за неверство их

Силами называет чудеса, как дела Божественной силы. Обрати внимание на мудрость. Он сотворил некоторые чудеса, чтобы не могли сказать: из ненависти к нам, Он не исцелил наших (больных), или: если бы Он сотворил и у нас, то и мы уверовали бы, – сотворил же немного, за неверство их, так как они не веровали и сотворенным. Поэтому и Марк (6:6) сказал: и дивляшеся за неверствие их, т.е. такому великому бесстыдству. Между тем как Матфей только сказал: и не сотвори ту сил многих, Марк (6:5) сказал: и не можаше ту ни единыя силы сотворити, токмо мало недужных, возложь руце, изцели. Как же он сказал: не можаше? Невозможностью мы обыкновенно называем не только недостаток силы, но также препятствие того или другого рода, как здесь. Препятствовало же Ему неверие тех, кому Он благодетельствовал. Итак – не мог, т.е. встречал препятствие. Не должно было насильно благодетельствовать им.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

И не совершил там многих чудес по неверию их

«Не сотворил многих чудес, но сотворил немногие, – пишут св. Златоуст и блаженный Феофилакт, – для того, чтобы не сказали: Он противник наш и враг, презирает своих; чтобы не сказали: если бы чудеса были, и мы бы уверовали. Посему-то и сотворил чудеса, и удержался от чудес. Сотворил, чтобы исполнить свое дело; удержался, чтобы не подвергнуть их большему осуждению за неверие». Так Господь может лишать и нас, христиан, своей спасительной благодати за нашу холодность и нерадение о своем спасении!

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

И не совершил там многих чудес по неверию их

(Мк. 6:5). Отсюда видно, что немногие чудеса были совершены Спасителем и в Назарете. Иоанн Златоуст спрашивает: ради чего немногие совершил чудеса? Чтобы не говорили: врач, исцели Самого себя; чтобы не говорили: враждебен нам и чужд и презирает Своих; чтобы не говорили, что если бы совершил чудеса, то и мы уверовали в Него.

С этого пункта в Евангелии Матфея группирование материала становится ближе к Марку.

Толковая Библия.

Троицкие листки

И не совершил там многих чудес по неверию их

См. Толкование на Мф. 13:53