Толкования на Мф. 14:10

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 10-11 и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей

Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя (Мф. 14:8). Двойное преступление - и потому, что плясала, и потому, что угодила; и угодила так, что в награду совершается убийство. Видишь ли, как бесчеловечен, как нечувствителен, как бессмыслен Ирод? Себя связывает клятвою и девице дает полную власть просить. Когда же увидел зло, какое из того вышло, опечалился, говорит евангелист, хотя сначала сам связал Иоанна. Почему же печалится? Такова добродетель! И у порочных людей она достойна удивления и похвал. Каково же неистовство Иродиады! Ей надлежало удивляться Иоанну, надлежало благоговеть пред ним, потому что защищал ее от позора; а она замышляет о смерти его, расставляет сети, просит сатанинского дара. Ирод же убоялся, говорит евангелист, ради клятвы и возлежащих с ним. Но как же ты не убоялся поступка бесчеловечнейшего? Если ты боялся иметь свидетелей клятвопреступления, то гораздо больше надлежало тебе страшиться иметь стольких свидетелей такого беззаконного убийства.

Гомилии на Евангелие от Матфея.

Свт. Филарет (Дроздов)

и послал отсечь Иоанну голову в темнице

См. Толкование на Мф. 14:6

Блж. Иероним Стридонский

и послал отсечь Иоанну голову в темнице

См. Толкование на Мф. 14:9

Блж. Феофилакт Болгарский

и послал отсечь Иоанну голову в темнице

См. толкование на Мф. 14:9

Евфимий Зигабен

и послав усекну Иоанна в темнице

Послав спекулатора, или палача, как сказал Марк (6, 27), убил его тайно для того, чтобы при (публичном) убиении Иоанн не открыл пред всеми его незаконного сожительства, и чтобы не встретилось препятствия со стороны народа. Бог же допустил это, чтобы, с одной стороны, еще больше увенчать праведника, с другой – оставить утешительный пример для переносящих обиды.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

и послал отсечь Иоанну голову в темнице

Вероятно, пир был не в резиденции Ирода, Тивериаде, потому что от Тивериады до крепости было два дня пути. Некоторые полагают, что Ирод, по случаю войны с своим прежним тестем, аравийским князем Аретою, который мстил за бесчестие своей дочери, приехал из Тивериады в Махерон. Быть может, что и пир был здесь.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

и послал отсечь Иоанну голову в темнице

(Мк. 6:27-28). Весь рассказ делается вполне понятен, если принять, — согласно с показанием Иосифа Флавия о заключении Крестителя в Махероне, — что и самый пир происходил там же, а не в Тивериаде (резиденции Ирода), и не в Ливии (Бетарамта), городе, отстроенном и укрепленном Антипой, лежавшем на восточной стороне Иордана и недалеко от Иерихона. Махерон был первоначально укреплен Александром Ианнеем и потом Иродом I, который устроил там царский дворец. Он находился на восточной стороне Мертвого моря, на южной границе Переи. Это была самая сильная иудейская крепость после Иерусалима. Теперь город находится в развалинах. Место же, где он стоял, известно у туземных арабов под названием М'каур. (Нынешний Maсhaerus (развалины) на восточном берегу Мертвого моря, в Иордании. Прим. ред.)

Толковая Библия.

Троицкие листки

и послал отсечь Иоанну голову в темнице

См. Толкование на Мф. 14:1