Толкования на Мф. 14:12

Свт. Иларий Пиктавийский

Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу

И вот среди увеселений распутных людей вносят на блюде голову Иоанна - так удовольствия плоти и мирская расточительность доходят до точки, когда девочка подносит матери голову [пророка]. Вот так постыдный Израиль променивает славу закона на удовольствия и безверие Иродианского семейства, некогда бывшего языческим. Теперь, когда прошло время закона, когда закон погребен вместе с Иоанном, ученики его возвещают Господу то, что произошло; они оставляют закон и приходят к Евангелию.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 12-13 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком

Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его

Иосиф [Флавий] сообщает, что Иоанн был обезглавлен в некотором городе Аравии. А следующие затем слова: И ученики его, прибыв, унесли тело Его, можно относить и к ученикам Иоанна, и к ученикам Спасителя.

и пошли, возвестили Иисусу. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один

Они возвещают о совершившемся убийстве Иоанна; Иисус же, услышав о нем, удалился в пустынное место. Не из страха смерти, как полагают некоторые, а щадя своих врагов, чтобы они не присоединили к человекоубийству нового человекоубийства. А может быть, Он отлагал свою смерть до дня Пасхи, когда таинственно должен был приноситься в жертву агнец и когда притолки дверей домов верующих должны были окропиться кровью (Исх. 12). Может также быть и потому удалился Он, что хотел показать нам пример, как мы должны избегать неразумной поспешности тех, которые предают себя гонителям, потому что не все выказывают ту же самую непреклонность во время мучений, какую обнаруживают, предавая себя на страдания. По этой именно причине Он повелевает нам в другом месте: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф. 10:23). При том Евангелист употребляет искусное (eleganter) выражение: он не говорит: бежал, но: удалился, так что Он скорее удалялся от преследователей, чем боялся их. Иначе. После того, как пророк был обезглавлен иудеями и царем иудеев и пророчество потеряло у них свой язык и свой голос, Иисус удалился в пустынное место Церкви, которая прежде не имела мужа.

а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком

Услышав о смерти Иоанна, Он мог удалиться в уединенное место и по другой причине, - именно: чтобы подтвердить веру уверовавших. Наконец, толпы народа последовали за Ним пешими, не на вьючных животных, не на повозках разного рода, а на своих ногах, чтобы показать пылкость своей души. Если мы захотим открывать значение отдельных выражений, то должны будем выступить за пределы предположенного нами краткого труда. Тем не менее, необходимо сказать мимоходом, что после того, как Господь удалился в пустыню, за Ним последовали весьма многочисленные толпы народа; ибо прежде Своего удаления в пустыню язычества, Он был в почтении только у одного народа.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его, и пошли, возвестили Иисусу

О чем возвестили Иисусу? Не о том, что Иоанн умер, ибо повествование относительно Иоанна распространилось всюду, но что Ирод его считает за Иоанна.

Толкование на Евангелие от Матфея.

См. также Толкование на Мф. 14:9

Евфимий Зигабен

И приступльше ученицы его взяша тело (его) и погребоша е

Марк (6:29) говорит: взяша труп (το πτωμα – падение), назвав πτωμα тело, потому что оно упало после отсечения головы.

И пришедше возвестиша Иисусови, показывая этим свое благорасположение к Нему. Несчастье это сильно их смирило.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу

Узнав о смерти Иоанна Крестителя, ученики его благоговейно погребли тело его, как известно из предания, близ города Самарии, вместе с пророками Елисеем и Авдиею. Так зашла утренняя звезда, когда воссияло само Солнце правды – Христос Бог наш! Так кончил жизнь свою предтеча Христов! Голова же его осталась у Иродиады. Иродиада, натешившись над языком Крестителя, долго колов его его иглою, как говорит предание, приказала своей служанке, жене домоправителя, бросить голову в нечистое место. Но та, уважая святого, честно, в сосуде предала голову земле. Впоследствии времени честная глава Предтечи была обретена (обретение ее празднуется 24 февраля и 25 мая). Всех виновников смерти Крестителя, как говорит то же предание, постигла кара Божия. Пришедше возвестиша (пошли, возвестили) Иисусови. Ученики Иоанновы, похоронив тело своего дорогого учителя, возвестили о смерти его Иисусу Христу. Это они сделали и с целью получить от Него утешение, и с целью предупредить Его Самого о возможной для Него опасности со стороны Ирода.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу

(Мк. 6:29). О возвещении Спасителю о смерти Крестителя учениками Иоанна у Марка не говорится.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу

См. Толкование на Мф. 14:1