Толкования на Мф. 15:2

Свт. Иоанн Златоуст

зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб

См. Толкование на Мф. 15:1

Свт. Хроматий Аквилейский

зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб

Некоторые старейшины из иудеев постановили, среди прочих правил, что человеку нельзя прикасаться или принимать пищу, пока он не умоет свои руки. Однако такое установление касается человеческого обычая и ничего не дает для спасения. Потому эта традиция старейшин практически бесполезна, она не несет пользы во благо человека. От этой традиции не бывает оправдания, как не приносит вреда и несоблюдение ее. Ведь Бог не озабочен тем, моет ли человек руки перед едой, Его заботит, омыто ли сердце его и чисты ли его помыслы от нечистоты греха. И правда, какая польза от мытья рук, когда совесть нечиста? Ученики Господа были чисты сердцем и ведомы незапятнанной совестью, так что не слишком нуждались в умывании рук, которые вместе со всем телом они однажды омыли крещением, согласно словам Господа Петру: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты (Ин. 13:10).

Трактат на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб

См. Толкование на Мф. 15:1

Блж. Феофилакт Болгарский

зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб

См. Толкование на Мф. 15:1

Евфимий Зигабен

зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб

См. Толкование на Мф. 15:1

Прот. Иоанн Бухарев

зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб

Предание старцев, т. е. то, что не записано в свое время в книгах, а передается устно из рода в род, именно постановления и обычаи, не записанные в законе Моисеевом, но происходившие будто бы от Моисея, по преданию. Иудеи верили, что Моисей на Синае будто бы получил два закона, один записанный им в его книгах, а другой не записанный, который переходил из уст в уста от родителей к детям, – что Моисей перед своею смертью передал этот не записанный закон Иисусу Навину, а он передал судиям, судии же – пророкам и т. д., пока впоследствии не записали его в Талмуде. Предание называлось «преданием старцев», т. е. древних предков, и значит, предание древнее и потому обязательное. Предание это касалось разных мелочей; но Иудеи, по внушению фарисеев, придавали ему бόльшую важность, чем самым постановлениям Писания, так что нередко бывало так: предание сохраняли, а писание нарушали. «Внимай более словам книжников, учили они, чем словам закона». Таково, например, было предание относительно умовения рук пред вкушением пищи. Преданием об умовении рук, конечно, имелось в виду блюсти чистоту и опрятность, – это дело похвальное; но из сего обычая Иудеи делали предрассудок, и соблюдение его соединяли с разными мелочными правилами, например, о количестве воды, о числе омовений и пр. «Апостолы не умывали рук, – пишет св. Златоуст, – потому что уже презирали излишнее, а заботились об исполнении необходимого. Они не считали законом ни умываться, ни оставаться неумовенными, но поступали и так, и иначе, как случится; и могли ли они заботиться об этом, когда не заботились о самой пище, необходимой для них?»

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб

(Мк. 7:2-5). В дальнейшем рассказе Матфей отступает от Марка, который приводит подробную справку о том, в чем именно заключались предания иудейских старцев относительно омовения рук и за что книжники и фарисеи обвиняли Спасителя и Его учеников. Показание Марка весьма хорошо подтверждается имеющимися у нас талмудическими сведениями об этих иудейских обрядах. У фарисеев было множество омовений, и соблюдение их доходило до крайней мелочности. Различались, например, разные сорты воды, имевшие разную очистительную силу, числом до шести, причем было точно определено, какая вода годится для тех или иных омовений. Особенно обстоятельны были определения об омовении рук. Говоря об омовениях рук, евангелисты, и особенно Марк, обнаруживают весьма близкое знакомство с тогдашними обычаями иудеев, изложенными преимущественно в небольшом талмудическом трактате об омовении рук “Ядаим.” Омовения рук, как показывает Эдершейм (The Life of Jesus the Messiah, 2:9 и сл.), преимущественно на основании этого трактата, не были законным установлением, а “преданием старцев.” Иудеи так строго соблюдали обряд омовения рук, что раввин Акиба, будучи посажен в тюрьму и имея воды в количестве, едва достаточном для поддержания жизни, предпочел умереть от жажды, чем есть неумытыми руками. За несоблюдение омовения перед обедом, считавшегося установлением Соломона, полагалось малое отлучение (нидда). Фарисеи и книжники обвиняют учеников, а не Самого Спасителя, подобно тому, как они сделали это при срывании колосьев.

Толковая Библия.

Троицкие листки

зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб

См. Толкование на Мф. 14:34