Толкования на Мф. 15:14

Свт. Иоанн Златоуст

оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму

См. Толкование на Мф. 15:12

Свт. Хроматий Аквилейский

оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму

В продолжение Он говорит: оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Эти слова имели целью указать на книжников и фарисеев, ослепленных заблуждением своего неверия: они не только не смогли распознать свет истины, не поверив в Христа, но и влекли за собой в яму гибели и других. Эти слова относятся и к еретикам. Отрицая, что Христос есть «свет истинный от света истинного, и Бог от Бога», они также ослепли. Неся ложное учение, они оказались вождями и наставниками несчастных, идущих за ними.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Свт. Лука Крымский

оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму

См. Толкование на Мф. 15:11

Блж. Иероним Стридонский

Оставьте их, они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму

Это то же самое, что заповедал апостол: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3:10-11). В этом смысле и Спаситель повелевает нечестивейших учителей предоставлять их свободе, зная, что их с трудом можно привлечь к истине и что они слепы, и увлекают слепой народ в заблуждения.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму

См. Толкование на Мф. 15:13

Ориген

оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму

Они - слепые вожди слепых. Кто же это? Фарисеи, у которых бог века сего ослепил умы, так как они неверующие, потому что не уверовали в Иисуса Христа и Он ослепил их, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Божией в лице Христа. И слепые, сознавая, что они нуждаются в вождях, не только должны избегать их водительства, чтобы им не видеть через них, но должны усердно слушать всех, возвещающих о водительстве в здравом учении, и прилагать к говоримому здравое суждение, дабы, ведомые незнанием слепых и не видящих дел здравого учения, мы никогда не оказались слепыми из-за того, что не видели смысла Писания, так что оба: и вождь, и ведомый - упали в яму, о которой мы сказали ранее.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

оставите их: вожди суть слепи слепцем: слепец же слепца аще водит, оба в яму впадетася

оставите их

как неисцелимых. Поэтому и не врачует соблазна их, зная, что ничто не принесет им пользы.

вожди суть слепи слепцем

Называет их слепыми, потому что поток страстей ослепил их душевный глаз, и они не могут взирать на свет истины. Мало того, они являются сами вождями ослепленных вследствие незнания Писаний. Большое зло быть слепым, – но при собственной слепоте быть вождем другого слепца – это, конечно, двойное зло.

слепец же слепца аще водит, оба в яму впадетася

Это – понятно.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму

Оставите их, т. е. не следуйте измышленному фарисейскому учению, которое, как они говорят, основано на предании старцев, а между тем не только не согласно с учением божественным, но еще и разоряет заповеди Божии. Слова: оставите их, – также еще значат: не бойтесь угроз со стороны фарисеев за непослушание их, за отступления от их учения. Повелением оставить фарисеев Господь не внушает своим последователям оставлять их в их заблуждениях и не делать никаких попыток к их вразумлению и опровержению их ложных учений: потому что Он и Сам делал это. Оставлять их в заблуждении несогласно с любовью к ближним и с учением Христовым: если согрешит брат твой, пойди и обличи его и пр. (18, 15). Слепыми вождями Господь называет фарисеев потому, что измышляя свои учения, они не видят света слова Божия, подобно тому, как слепой не видит естественного света, и учат других этим своим учениям. Господь называет слепыми и руководимый фарисеями народ, потому что он несведущ в законе и по этой причине слепо следует учениям фарисейским. А если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Это народное присловие, взятое из жизни. Так фарисеи, заблуждаясь сами, вводят в заблуждение и народ, который учат; гибнут сами, губят и других. «Большое зло быть слепым, – замечает св. Златоуст, – но при слепоте занимать должность руководителя есть двоякое или даже троякое преступление». Да вникнут в эти слова святителя все руководители раскола и разных сект!..

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму

(Лк. 7:39). По Иоанну Златоусту, если бы Спаситель говорил это о законе, то назвал бы его слепым вождем слепых. Ср. Мф. 23:16, 24. У Лк. 6:39 подобное изречение вставлено в нагорную проповедь.

Толковая Библия.

Троицкие листки

оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму

См. Толкование на Мф. 15:12