Толкования на Мф. 15:17

Свт. Иоанн Златоуст

еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон

См. Толкование на Мф. 15:12

Свт. Хроматий Аквилейский

еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон

Сказанное Господом: не то, что входит в уста, оскверняет человека (Мф. 15:11), фарисеи, как свидетельствует Петр, восприняли как соблазн. Через Моисея в далекие времена Бог указал, что не любая пища является чистой: одни виды чистые, другие нет. Теперь же мы должны задаться вопросом, почему в те далекие времена Бог запретил есть нечистое. Поскольку все, что предназначено человеку в пищу, создано Богом и благословлено Им в самом начале, поскольку все это сохраняет свою природу, то почему же закон Божий впоследствии позволил народу иудеев одно есть, так как оно чистое, а другое не есть, так как оно нечистое? Во-первых, установления такого рода даны были Господом в силу мотовства и безудержных аппетитов этого народа. Предавшись еде и питью, народ стал забывать заповеди Божьи, сделал себе тельца литого у Хорива, и, как написано: сел народ есть и пить, а после встал играть (Исх. 32:6). Все такое с необходимостью было воспрещено Господом, чтобы народ, отказываясь от лучшей пищи и обуздывая свои неумеренные аппетиты, легче склонялся к порядку и управлению Божьему. Только после их преступления с золотым тельцом вводится такой запрет. И вот им, словно порицая этот жестоковыйный народ, Господь мягко и благосклонно говорит: «она будет нечистой для вас». Не то, что она нечиста сама по себе, но «будет». Да и не сказал «для всех», но - «для вас». Так Он дал понять, что ни сама еда не была нечистой, ни другим, кроме них, она не была и не будет нечистой. К тому же и заслужил этот народ запрет - он манне небесной предпочел египетское мясо, огурцы и дыни.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 17-18 еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст - из сердца исходит; сие оскверняет человека

У еретиков и развращенных людей все евангельские места исполнены соблазнов. И вот на основании такого представления некоторые злословят, будто Господь, не сведущий в решении вопросов естественных, думает, что всякая пища направляется в желудок и потом выбрасывается вон, хотя в действительности принятая пища разливается по членам, жилам и венам до мозга костей. Поэтому многие, вследствие болезни желудка поддерживающие непрерывно рвоту, хотя тотчас же после обильного вкушения пищи и выбрасывают то, что ввели в желудок, однако бывают полными, - потому что в действительности более жидкие яства и питье при первом соприкосновении [с членами] разливаются по ним. - Но такого рода толкователи, желая показать неведение другого, обнаруживают свое собственное невежество. В самом деле, ведь даже тонкая влага и жидкая пища после своего переваривания и растворения в членах и жилах направляется в нижние части, через незаметные отверстия тела, называемые у греков πόρους, и выбрасывается в уединенное место.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон

См. Толкование на Мф. 15:16

Евфимий Зигабен

еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон

См. Толкование на Мф. 15:16

Прот. Иоанн Бухарев

еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон

См. Толкование на Мф. 15:15

Лопухин А.П.

еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон

(Мк. 7:18-19). У Марка гораздо подробнее: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон. Для рассматриваемого места встречается параллель у Филона (De Opific. Mundi 1:29), который говорит: “через уста, по словам Платона, входит смертное, а выходит бессмертное. Через уста входит пища и питье, тленного тела тленное насыщение. А слова, бессмертные законы бессмертной души, которыми управляется разумная жизнь, из уст выходят.”

Толковая Библия.

Троицкие листки

еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон

См. Толкование на Мф. 15:12