Толкования на Мф. 18:24

Свт. Иоанн Златоуст

Наченшу же ему стязатися, приведоша ему единаго должника тмою талант

См. Толкование на Мф. 18:21

Беседы на Евангелие от Матфея.


Так, вот сколько ему было доверено, и столько-то он из­держал! Огромное количество долга! Но беда была не в этом только, но и в том еще, что он первый приведен был к господину. Если бы привели его в след уже за многими дру­гими исправными (должниками), не так было бы удивительно то, что господин не разгневался: исправность вошедших прежде могла сделать его более снисходительным к последующим за ними неисправным. Но что введенный первым оказался неис­правным, и, не смотря на такую неисправность, нашел одна­ко ж господина человеколюбивым, вот это особенно удиви­тельно и необычайно. Люди, когда найдут должников, обра­дуются так, как будто бы нашли добычу и лов, и делают все, чтобы взыскать весь долг; если же это не удается им по бедности должников, то они гнев свой из-за денег изли­вают на бедное тело несчастных: секут и бьют его, и наносят ему тьму зла. А Бог, напротив, все двигал и направлял к тому, чтобы освободить его (должника) от долгов. У нас взыскать (долг) – богатство, а у Бога простить – богатство. Мы богатеем, когда получим долги, а Бог тогда особенно бывает богат, когда простит долги; богатство Божие есть спасение лю­дей, как говорит Павел: «богатый для всех, призывающих Его» (Рим. 10: 12). Но, может быть, скажет кто: как же это, тот, кто хотел оставить и простить вину, приказал продать его? Это-то самое особенно и доказывает его человеко­любие.

Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев, и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

Свт. Григорий Палама

Наченшу же ему стязатися, приведоша ему единаго должника тмою талант

См. Толкование на Мф. 18:23

Свт. Николай Сербский

Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов

Один талант оценивался примерно в 240 золотых лир, или же 500 золотых червонцев; десять тысяч талантов составляли около двух с половиной миллионов золотых лир, или примерно пять миллионов золотых червонцев. Это огромный долг даже для государства, не говоря уж о человеке. Но что с того? Еще больше число наших грехов пред Богом – наш долг Богу. Говоря о долге раба царю, Господь имеет в виду наш долг Богу. Потому Он и использует такие огромные, на первый взгляд неправдоподобные числа, которые, конечно, нисколько не невероятны, если подсчитать грехи каждого из смертных людей.

Беседы на Евангелие.

Свт. Филарет (Дроздов)

когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов

См. Толкование на Мф. 18:23

Прп. Анастасий Синат

Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов

Под «тысячами талантов» понимай всякого рода грехи: убийства, отравления, распутства, прелюбодеяния и всякие [виды] лукавых [деяний]. Поскольку же должник, которому был отпущен [его долг] в тысячи талантов, не простил долг в пятьдесят динариев, то есть малые прегрешения, совершенные ближним в отношении него, то Господь разгневался на него и предал его наказанию. И ведь только одно памятозлобие, возобладавшее над всеми прочими грехами [прошлой] жизни [должника], привело его к погибели.

Вопросы и ответы.

Прп. Иустин (Попович)

когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов

См. Толкование на Мф. 18:23

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 24-34 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов [большая сумма золота или серебра]. А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев [мелкая серебряная монета], и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и все отдам тебе». Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает и говорит: «злой раб/ весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга

Я знаю, что некоторые под должником в десять тысяч талантов понимают дьявола, под женой и детьми которого, предназначенными к продаже, когда он продолжает коснеть в злобе, они желают понимать отсутствие разума и злые помышления. Подобно тому как мудрость называется супругой праведного, глупость называется женой неправедного и грешника. Но, в таком случае, каким образом Господь простит ему десять тысяч талантов, а он нам, подобным ему рабам, не простит и сотни динариев? Это не может быть принято ни церковным толкованием, ни благоразумными людьми.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 24-25 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить

Десять тысяч талантов должны мы, как ежедневно благодетельствуемые, но не воздающие Богу ничего доброго. Десять тысяч талантов должны и те, кто принял начальство над народом или над многими людьми (ибо каждый человек - талант, по слову: великое дело человек) и затем нехорошо пользуется своею властью. Продажа должника с женою и детьми его обозначает отчуждение от Бога, ибо тот, кого продают, принадлежит другому господину. Разве жена не плоть и супружница души, а дети не действия ли, зло совершаемые душой и телом. Итак, Господь повелевает, чтобы плоть была предана сатане на погибель, то есть была предана болезням и мучению демона. Но и дети, разумею силы зла, должны быть связаны. Так, если чья-либо рука крадет, то Бог иссушает ее или связывает чрез какого-нибудь демона. Итак, жена, плоть и дети, силы зла, преданы истязанию, чтобы спасся дух, ибо такой человек не может уже действовать воровски.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Ориген

когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов

Время начаться суду с дома (1 Пет. 4:17) Бога, сказавшего (как написано у Иезекииля) ангелам, назначенным наказывать: И начните от святилища Моего (Иез. 9:6); и время это будет, как мгновение ока (1 Кор. 15:52). И Он начинает сведение счетов (предпринятое намеренно, ибо мы не забыли сказанного прежде) с тех, кто должен больше; поэтому не написано: «когда он сводил счеты», но сказано: Когда начал он считаться, приведен был (в начале сведения счетов) некто, который должен был много талантов, который потерял десять тысяч талантов, кому было поручено великое и доверено многое и который не принес никакой прибыли хозяину, но потерял десять тысяч, так что должен был ему много талантов. И потому, пожалуй, он должен много талантов, что часто следовал за женщиной, сидящей на таланте свинца, и имя ей - нечестие.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Наченшу же ему стязатися, приведоша ему единаго должника тмою талант

Один этот должник был, конечно, раб. То, что у нас (греков) λιτρα (фунт) золота, у евреев – талант. Это самая высшая по цене монета, превышающая все остальные.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 24-27 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему

Что такое за сумма тьма, или 10 000 талантов? Что выражается долгом такой суммы? И что означает повеление царя продать было самого должника такою суммою c женой, детьми и со всею его собственностью для уплаты долга, и, когда же должник начал просить подождать на нем долги, обещая заплатить, совершенное отпущение долга царем? Талант – это сумма, равняющаяся нашим около 2000 руб. Десять тысяч талантов, т. е. около 20 миллионов, – такая сумма означает долг неоплатный, т. е. бесчисленное множество грехов, которые мы сделаем в продолжение жизни и в которых должны дать отчет Богу. Повеление царя продать самого раба, жену и детей его и все его, для уплаты долга, это у некоторых народов, даже и у евреев был закон таков. Повелением сим изображается строгость, с какою Господь судит грешника за грехи. Должник умаливает даря подождать на нем долг и обещает заплатить. И царь, умилостившись, совсем прощает долг. Это значит: если грешник кается пред Богом во грехах с сокрушенным и смиренным сердцем, то Господь прощает грехи его, каковы и сколько бы их не было, ради бесценной крови Иисуса Христа, пролитой на кресте за спасение человеческое.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.


Талант — это сумма, по одним, около 1800 р., а по другим, около 2500 р. серебром, следовательно, десять тысяч талантов равняются нашим приблизительно 18 или 25 миллионам. Здесь число это означает множество долга, неоплатность должника. И каждый из нас, грешников, пред правосудием Божием не есть ли неоплатный должник? Десять тысяч талантов не изображают ли наши грехи против 10-ти заповедей закона Божия? Наши долги — неблагодарности за все неисчислимые милости Божии к нам, грешным? Чтобы человек ни сделал доброго, никогда не сделает больше того, что обязан был сделать по закону Божию; а грех все остается и останется навсегда грехом, долг останется долгом — не вознаградимым ничем, уплатить долг греховный нет у нас ни возможности, ни средства.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов

Огромная сумма долга показывает что этот раб занимал при царе высшую должность, был у царя высшим чиновником. О том, что человек, если перенести эти физические ценности на духовные, может быть таким неоплатным должником пред Богом, не может быть и речи. Положа руку на сердце, каждый скажет, что он совершает много поступков, за которые обличает его совесть, противных нравственному закону, и совершает каждый день; сколько же он совершает их в каждую неделю, каждый год и наконец в течение всей своей жизни? Ко многим делам мы так привыкли, что перестали вовсе и замечать, чтобы они были нравственными преступлениями, оскорбительными для правды Божией.

Толковая Библия.

Троицкие листки

когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов

См. Толкование на Мф. 18:23