Толкования на Мф. 19:17

Свт. Василий Великий

Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди

См. Толкование на Мф. 19:16

Свт. Иоанн Златоуст

Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди

См. Толкование на Мф. 19:16

Прп. Иустин (Попович)

Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди

На потрясающий и страшный вопрос юноши Спаситель как бы раздраженно отвечает: Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если Я только учитель, тогда я не настолько добр, Божественно добр и силен, чтобы решить вопрос вечной жизни. Этот вопрос может решить только Тот, кто Сам имеет вечную жизнь и Кто может давать вечную жизнь. Если я только учитель, а это значит только человек, а не Бог и Господь, тогда я не в состоянии решить твой вопрос. Никто не благ как только один Бог, настолько благ, что может дать самое великое благо: жизнь вечную. Только Совершенное Благо, – а это Бог, Богочеловек, – знает и имеет Совершенную Жизнь, Вечную Жизнь, и может ее дать. И всесторонее решить проблему вечной жизни на земле. И решает Он ее прагматически, опытно, очевидно: соблюдением заповедей Божиих = практикой святых добродетелей евангельских. Каждая совершённая заповедь Божия вносит в человека жизнь, вечную жизнь, и он чувственно и опытно сознает, что такое жизнь и как решаются проблемы жизни. В конце каждой совершённой заповеди, как пути, стоит жизнь вечная. Каждая заповедь Божия и есть путь, который ведет человека в жизнь вечную. Исполнением заповедей Божиих человек преодолевает смерть и смертное, выходит из плена смерти и входит в царство бессмертия, в царство вечной жизни. Теперь мы знаем тайну: исполнение заповедей Божиих есть всепобеждающее средство, которым человек побеждает смерть и получает жизнь вечную.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Августин

Он же рече ему: что мя глаголеши блага? никтоже благ, токмо един Бог: аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди

Господь сказал некоему юноше: Если же хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди. Он не сказал: «если хочешь войти в жизнь вечную», но – «в жизнь», подразумевая, что это та жизнь, которая станет вечной. Давайте рассмотрим сначала, что такое любовь к этой жизни. Ведь жизнь эту любят, какова бы она ни была; и пусть она обременена невзгодами, пусть жалкая, но люди страшатся ее окончания и робеют. А потому надо посмотреть, надо осознать, насколько больше следует любить жизнь вечную, коль скоро эта жалкая жизнь, которая в один момент должна закончиться, нами любима. Подумайте, братья, насколько больше надо любить ту жизнь, если она никогда не закончится. Ты любишь эту жизнь, в которой так много трудишься, бегаешь, суетишься, пыхтишь – не перечесть, что в этой несчастной жизни является необходимым: сеять, пахать, делать новые насаждения, плавать на корабле, молоть, стряпать, ткать. И после всех этих трудов жизнь твоя придет к концу. Посмотри на то, что ты терпишь в такой жалкой жизни, которую так любишь. И ты думаешь, что жить будешь всегда и никогда не умрешь? Храмы, скалы, мрамор, поддерживаемые железом и свинцом, – и те падают, а человек считает, что не умрет? Учитесь же, братья, взыскивать жизнь вечную, где не будете терпеть всего этого, но будете вечно царствовать с Богом.

Проповеди.

Блж. Иероним Стридонский

Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог

См. Толкование на Мф. 19:16

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 17-19 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя

Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя

Господь отсылает вопросившего к заповедям закона, дабы иудеи не могли сказать, что Он презирает закон. Что же?

Толкование на Евангелие от Матфея.

См. также Толкование на Мф. 19:15

Евфимий Зигабен

Он же рече ему: что мя глаголеши блага? никтоже благ, токмо един Бог: аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди

Аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди. Глагола Ему: кия

Не испытывая, сказал: какие? но думал, что, кроме законных, есть еще какие-то другие, ведущие к этой жизни.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Анонимный комментарий

Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди

Не без оснований в этом месте нужно спросить, почему Христос, когда юноша задал вопрос: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? – окончив объяснение, добавил: Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф. 19:30). Никто не сомневается, что сказано это об иудеях и язычниках. Неслучайно, следовательно, этот юноша вводится в связи с иудейским народом – всегда пребывающим в отрочестве, всегда собой хвалящимся и живущим легко. Христос по большей части так поступает, когда намеревается говорить о таинстве чего-нибудь: сначала Он вводит физический объект, чтобы он указывал на возможность его духовного осмысления, затем изъясняет и значение.

К примеру, когда Он собирался обуздать самохвальство фарисеев, о чем рассказывает Лука, то сначала Он ввел больного водяной болезнью и исцелил его: так избавление от физической опухоли больного указывает на удар по воспаленной гордости фарисеев.

Прот. Иоанн Бухарев

Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди

Юноша подошел к Иисусу Христу с вопросом не как к Богу, а как к просто иудейскому учителю, между тем назвал Его благим, – т.е. именем, свойственным только Богу. Посему Господь и сказал ему как бы так: зачем ты, веруя, не веруешь в Меня как Бога, а называешь меня таким именем, какое приличествует одному только Богу.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.


Что мя глаголеши блага (что ты называешь Меня благим)? Это значит: для чего ты величаешь Меня таким наименованием — благий, которое приличествует одному Богу, когда на самом деле не признаешь Меня Богочеловеком, а просто человеком, учителем? Господь по своему всеведению знал это, потому так и сказал вопрошавшему Его. Никто не благ, как только один Бог, т. е. благ в высшей степени, так как есть благие — добрые — и из людей. «Никто не благ из людей сам по себе, — замечает блаж. Феофилакт, — потому что они переменчивы, обращаются часто от добра ко злу, да и самая их доброта, в сравнении с благостию Божиею, есть худость». Аще хощеши внити в живот (если хочешь войти в жизнь вечную), соблюди заповеди. Заповеди закона для того и даны грешному человеку, чтобы по ним он устроял свою жизнь и возводил себя к большему и большему нравственному совершенству, ибо кто исполняет закон, тот жив будет им (Гал. 3, 12). Нельзя опустить без внимания слов Господа: если хочешь, — из них мы видим, что для спасения необходимо собственное и искреннее желание человека, так как насильно и Бог никого не спасает. «Не сказал Господь: исполни заповеди, — замечает митр. Филарет, — поелику ведал, что для сего не достало бы сил человеческой природы, которая от прародителей повреждена грехом; но сказал: соблюди заповеди, т. е. не теряй их из вида, имей всегда пред очами и сообразуй с ними свои действия, сколько разумеешь и сколько можешь».

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди

(Мк. 10:18; Лк. 18:19). По Марку и Луке, Спаситель, как бы возражая юноше по поводу того, что он называл Его благим, на самом деле присваивает Себе это свойство Божие, благость; и смысл Его вопроса, следовательно, таков: ты называешь Меня благим, но никто не благ, кроме одного Бога; поэтому ты и ко Мне обращаешься не просто как к обыкновенному Учителю, но Учителю благому и потому имеющему равное достоинство с Богом. Другими словами, в ответе Христа юноше мы встречаемся с прикровенным и чрезвычайно тонким, почти незаметным для окружающих Христа лиц учением Его о Своем Богосыновстве и о равенстве Богу Отцу. По Матфею (греч.) иначе: “что спрашиваешь Меня о добром?”

Толковая Библия.

Митр. Иларион (Алфеев)

Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди

Когда некто назвал Его Учителем благим, Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог (Мк. 10:18; Лк. 18:19). Ответ Иисуса можно понять в том смысле, что Он отрицает Свою Божественность, противопоставляя Себя Богу. Однако Его слова могут быть поняты и в ином смысле: называя Меня благим, ты признаешь Мою Божественность.

Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 1.

Троицкие листки

Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди

См. Толкование на Мф. 19:16