Толкования на Мф. 19:20

Свт. Василий Великий

Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне

См. Толкование на Мф. 19:16

Свт. Иоанн Златоуст

Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне

См. Толкование на Мф. 19:16

Блж. Августин

Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне

См. Толкование на Мф. 19:19

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 20-21 Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною

Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему

Юноша говорит ложь; действительно, если он на деле исполнил то, что сказано в заповедях: Возлюби ближнего твоего как самого себя (Мф. 19:19), то каким образом, слыша потом слова: Иди и продай то, что имеешь и отдай нищим, - он уходит опечаленным, потому что имел многие богатства?

Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною. - Хотим ли мы быть совершенными, это находится в нашей власти. Но кто бы ни захотел быть совершенным, тот должен продать то, что имеет; и продать не часть только, как сделали Анания и Сапфира (Деян. 5), а продать все, и когда продаст, все отдать нищим, и таким образом приготовить себе сокровище в Царстве Небесном. Но и это будет достаточно для совершенства только тогда, когда, презрев богатство, таковой последует Спасителю, то есть, оставив зло, будет делать добро. Действительно, легче отнестись с презрением к богатству (sacculum, то есть кошелек, сумка для денег), чем к удовольствиям. Многие, оставляя богатство, не следуют Господу. А Господу следует тот, кто Ему подражает и идет по стопам Его. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1 Ин. 2:6).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей: чего еще недостает мне

Некоторые осуждают этого юношу, как человека хвастливого и тщеславного. Как же, говорят, он в совершенстве любил ближнего, когда оставался богатым? Кто любит ближнего, как самого себя, тот не может быть богаче ближнего. Ближний же - всякий человек. Иные понимают это так: допустим, что я бы сохранил все это: тогда чего бы мне еще недоставало?

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей: чего еще недостает мне

См. толкование на Мф. 19:18

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 20-22 Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение

Аще хощеши (если хочешь) совершен быти (быть) и пр. Это высказал Иисус Христос юноше, когда тот сказал Ему, что все 10 заповедей закона Божия он старался исполнять от юности своей, и при этом спросил: что есмь еще не докончал (чего еще не достает мне)? «В этом вопросе слышится, — как замечает митр. Филарет, — некоторое смирение и некоторое предчувствие духовного, новозаветного закона». Если хочешь быть совершенным, т. е. таким, который для получения вечной жизни не имеет уже ничего недоконченного, недостающего, если ты ищешь высшего совершенства. «Ты исполнил 10 заповедей по-иудейски — только наружно, но без полной любви к Богу и ближнему», — как бы так говорил Иисус Христос; а нужно исполнять их по-христиански, т. е. из всецелой любви к Богу и ближнему, нужно иметь такое самоотвержение и быть так свободным от всякой земной привязанности, чтобы, например, из-за небесной награды (и будешь иметь сокровище на небесех) быть готовым отказаться от имения, раздать его бедным и идти за Иисусом Христом (гряди вслед Мене) — «приходи и следуй за Мною». Идти за Христом значит вести такую жизнь, какую Он заповедует. Что именно так, по-фарисейски, исполнил юноша заповеди, что он, например, не желал ближнему своему довольства и обилия столько же, сколько самому себе, это видно из того, что он не послушался Господа, пожалел богатства и соединенных с ним почета и власти и, хотя с сожалением, отошел от Спасителя: слышав (услышав) же юноша слово, отыде скорбя (отошел с печалию): бе бо имея стяжания многа (потому что у него было большое имение). С другой стороны, Своими словами юноше: аще хощеши и пр. Иисус Христос призывал его к необязательной для всякого христианина, совершенной нестяжательности для получения высшего блаженства на небе: и имети имаши (будешь иметь) сокровище на небеси. Так поступили, например, апостолы, оставив все (19, 27); так поступали некоторые из святых, например, Антоний великий и др. Обет нестяжательности есть один из иноческих обетов. Таким образом расточать ради Христа имение необязательно для христианина; но не иметь пристрастия и привязанности, которые мешают помогать, сколько возможно, нуждающемуся, есть непременная обязанность всякого христианина. «Христос Спаситель, — учит святитель Филарет, — указал нестяжание как пособие к совершенству, полезное для некоторых, а не как необходимое для всех. Буди совершен, сказал Бог Аврааму, и он был совершен, тогда как он бе богат зело, но к богатству не пристрастен, и следовательно, хранил нестяжание в душе, обладая стяжаниями в доме. Не требовал Он добровольной нищеты и от Иосифа Аримафейского, иже и сам учися у Иисуса. Но, наоборот, Иуда думал, что не слишком не позволительно желать умножения денег, чтобы от избытка удобнее было подавать нищим; и не приметил, как совсем забыл правило апостольского нестяжания и под покровом нищелюбия воспитал свое корыстолюбие и злокорыстие: тать бе. Кто же не обязан правилом совершенного нестяжания, тот, пользуясь богатством, законно приобретенным, не забывай правила, еще псалмопевцем провозглашенного всем богатым: богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс. 61, 11). Напоминай себе часто, что скоро ли, долго ли, или богатство тебя оставит, или ты оставишь богатство, и потому обходись с ним, как с гостем, которого надо честно принять и честно проводить. Если же ты не умеешь, с сохранением имения, сохранить твою душу; то подлинно, не лучше ли уже погубить богатство, нежели чтобы оно тебя погубило».

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Ст. 20-21 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною

(Мк. 10:21; Лк. 18:22). При перечислении заповедей, которые следовало исполнять, чтобы войти в жизнь вечную (ст. 18 и 19), Христос не назвал богатство злом и не сказал, что для жизни вечной непременно нужно отречение от богатства и вообще всякого имущества. Ближайший смысл Его ответа даже тот, что достаточно исполнить указанные Им ветхозаветные заповеди, чтобы войти в жизнь вечную. Но это исполнение предполагает множество градаций, и нельзя сказать, чтобы человек, охраняя одно или другое, сделался истинно совершенным. Не убивающий ближнего оружием делает, конечно, хорошо, поступает согласно заповеди Божией. Но не убивающий его даже словом делает лучше. Уклоняющийся от нанесения ему обид и всякого вреда — еще лучше. Есть люди, которые не только не убивают людей ни оружием, ни словом и не наносят никакого вреда, но даже и не говорят ничего худого про своих ближних. Это — ступень, еще более высокая при соблюдении одной и той же заповеди. То же и относительно других заповедей. Слова Христа в ст. 21, по-видимому, относятся ближе всего к заповеди, изложенной в конце 19 стиха. “Люби ближнего твоего, как самого себя.” Что это значит? При соблюдении как других заповедей, так и этой, возможно множество градаций. Можно любить ближнего, как самого себя, и ограничиваться только бесполезною для него и недеятельною любовью. Можно любить делом, но не словом. Можно, наконец, любить ближних так, чтобы полагать за них свою жизнь. Христос в 21 стихе указывает на одну из высших градаций совершенной любви. Она заключается в том, что человек раздает все свое имущество, желая облегчить страдания ближних из любви к ним. Это и было предложено юноше, желавшему быть совершенным и говорившему, что “сохранил” “все это,” в том числе и любовь к ближнему, от юности своей.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей: чего еще недостает мне

См. Толкование на Мф. 19:16