Толкования на Мф. 22:17

Свт. Иоанн Златоуст

итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет

См. Толкование на Мф. 22:15

Свт. Иннокентий (Борисов)

итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет

Оскорбленная гордость книжников не могла и на малое время оставаться в совершенном бездействии; в несколько минут составлен против Богочеловека новый план, изобретателями и исполнителями которого были, как легко предугадать, фарисеи. Узнав, что Он продолжает беседовать в храме с народом, лицемеры согласились подослать к Нему несколько человек из своих единомышленников, чтобы уловить Его в каком-либо слове. Всем известная свобода слова и откровенность, с которой Иисус Христос всегда высказывал Свои мысли, были порукой их успеха. Требовалось только выдумать вопрос, столь же благовидный, как и опасный, и предложить его так, чтобы не обнаружить цель, с которой его предлагают. Подобный вопрос напрашивался сам собой – это был вопрос о податях, которые в продолжение двадцати лет (со времени превращения Иудеи в римскую провинцию) выплачивались кесарю и волновали ум и совесть иудеев, а для некоторых неблагоразумных патриотов (напр., Иуды Галилеянина с его сообщниками) были поводом к кровавому восстанию против римлян. Несмотря на провал и тяжелые последствия этого восстания, большая часть народа, руководимая внушениями фарисеев и собственным самолюбием, до сих пор считала, что подати, выплачиваемые римлянам, – результат незаконного притеснения и противны духу Моисеевой религии. Для израильтянина, думали, обязанного признавать царем своим одного Иегову, должна существовать и одна законная подать, собираемая для храма Иеговы (Ис. 30,12–16). Инако мыслившие (иродиане и часть саддукеев) не имели поддержки в народе и причитались к отступникам, увлеченным на сторону язычников выгодами или страхом. Об этом-то предмете и было решено спросить Иисуса. Кто действовал, как Мессия, Тот, казалось, должен был решить всеми предлагаемый и никем не решенный в полной мере вопрос о подати; тем более, что с пришествием Мессии все ожидали перемены своих отношений с римлянами.

Фарисеи, конечно, надеялись услышать от Иисуса Христа ответ, враждебный римлянам, ибо думали, что Он, в качестве Мессии, ищет земного царства и для этого будет содействовать освобождению народа, не желавшего платить римлянам подати. Но в таком случае ответ Иисуса Христа был бы самым сильным предлогом для фарисеев, чтобы обвинить Его перед римским прокуратором. Запрещать или называть несправедливыми подати, выплачиваемые римлянам, значило в глазах последних быть возмутителем общественного покоя. За это преступление римские прокураторы тем строже и охотнее наказывали, чем труднее было приучить иудеев, подобно прочим народам, к платежу податей. Впрочем, фарисеи ничего бы не потеряли и в том случае, если бы Иисус Христос, паче чаяния их, ответил на вопрос о податях в пользу римлян: через это Он Сам отвратил бы от Себя народ, который никак не мог представить, чтобы Мессия повелел ему когда-нибудь платить подать язычникам. Третьего варианта ответа на вопрос о податях фарисеи, вероятно, не нашли; и действительно, его нелегко было представить.

Для большего успеха в своей хитрости фарисеи пригласили с собой иродиан. Секта это, отличавшаяся склонностью к языческому образованию и нравам, во многом была не согласна с фарисеями, излишне приверженными ко всему отечественному: в отношении к податям именно иродиане утверждали противное всеобщему мнению, почитая их законными. Но из-за своей оппозиции они и были теперь полезны для фарисеев – в том случае, если бы Иисус Христос, как надеялись, не одобрил податей. Самим фарисеям обвинять Его перед римским начальством в этом патриотическом поступке значило бы навлечь на себя ненависть народа, любовью которого фарисеи весьма дорожили; иродиане же могли это сделать без всяких неприятных для себя последствий. Притом обвинение со стороны иродиан, как царедворцев, преданных Иродовой фамилии, а следовательно, и кесарю, оказало бы гораздо больше действия на римского прокуратора, имевшего много причин не доверять фарисеям в их усердии к римлянам.

«Скажи нам, как Тебе кажутся подати, собираемые для кесаря? Давая их, не делаемся ли мы из народа Божьего рабами язычников – не оскорбляем ли своей совести? Давать ли нам их (прибавил он, понизив голос), или не давать?..»

Простодушному народу вопрос этот должен был чрезвычайно понравиться, потому что предмет, о котором спрашивали, занимал всех – от первосвященника до последнего раба. Самая похвала Иисусу также была приятна народу, который думал о Нем на самом деле так, как лицемерно говорил книжник.

Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

Прп. Иустин (Попович)

итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет

См. Толкование на Мф. 22:15

Блж. Иероним Стридонский

итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет

См. Толкование на Мф. 22:15

Блж. Феофилакт Болгарский

итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет

См. толкование на Мф. 22:16

Север Антиохийский

Ст. 17-19 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий

И что же затем делает Премудрость и Слово Божье? Иисус позволяет всей их страсти обнаружиться перед всеми - они даже не отзывают слова, сказанные ими бесцельно. Как умелый целитель, Он пронзает всю их страсть глубоким ударом, когда произносит первые слова: Что искушаете Меня, лицемеры? Теперь, показав этим упреком, что кожура обманного лицемерия сорвана, Он мягко, можно сказать, незаметно и спокойно пресек, будто паутину, их неизбежный вопрос. Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22:19-21). Если монета кесарева, говорит Иисус, потому что именно так они отвечали, то нужно ее отдавать самому кесарю.

Что же тогда? Ты позволяешь нам служить человеку, а не Богу? И разве это не нарушение закона? Однако все это ни к чему не ведет. На самом деле уплата подати кесарю не мешает служению Богу, если вам и хочется думать, что это так. Потому нужно и Богу отдавать то, что Божье; и если что- то кесарево необходимо для служения Богу, то Богу следует отдать предпочтение над кесарем. А если вы остаетесь платящими подати кесарю, то приписывайте это вашим грехам, а не Богу. Сходным образом говорит о таком различии Павел в послании к Римлянам: Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. 13:7).

Соборные проповеди.

Евфимий Зигабен

Рцы убо нам, что Ти ся мнит? достойно ли есть дати кинсон кесареви, или ни

Рцы убо нам, что Ти Ся мнит

разумеется о том, о чем мы намерены спросить.

Достойно ли есть даты кинсон кесареви, или ни

Кинсон – римское слово, – означает дань или пошлину. Достойно вместо – можно или справедливо. Некогда иудеи, соблюдая закон, наслаждались полной свободой; после же, когда преступили его, они были порабощены римлянам, которыми правил кесарь, и им платили дань. Спрашивают с хитростью и коварством, чтобы в том случае, если скажет, что можно, – возбудить народ против Него, как советующего быть рабами у кесаря и подчиняющего народ Божий человеку, – а если скажет, что нельзя, – предать Его правителю, как советующего отложиться от кесаря и воевать. Что же на это ответил Источник знания?

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет

См. Толкование на Мф. 22:16

Троицкие листки

итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет

См. Толкование на Мф. 22:15