Толкования на Мф. 22:19

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 19-22 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли

Но Спаситель не остановился на одном обличении. Хотя и довольно было того, чтобы, обличивши их намерение и открыв лукавство, привести их в стыд, но Он не довольствуется этим, а еще и иным образом заграждает уста их. Покажите Ми, говорит Он, златицу кинсонную. Когда же они показали Ему, то Он и теперь, как и в других случаях, и их собственными устами произносит приговор, и заставляет их самих сознаться, что должно платить дань кесарю, - в чем и состояла главная и торжественная Его победа над ними. Итак Он спрашивает их не потому, чтобы не знал, какой должно дать ответ, но потому, что желает их же собственными словами обличить их. Когда они на вопрос Его: чей это образ? отвечали: кесарев, то Он сказал им: воздадите кесарева кесареви (ст. 20-21). Платить дань не значит давать, но отдавать должное; и в подтверждение этого Он указывает на изображение и надпись. А чтобы они не сказали: Ты подчиняешь нас людям? прибавляет: и Божия Богови. И людям надобно воздавать должное, и Богу - то, чем мы в отношении к Нему обязаны. Поэтому и Павел говорит: воздадите всем должная: емуже урок, урок: емуже дань, дань: емуже страх, страх (Рим. XIII, 7). Впрочем, когда ты слышишь: отдавай кесарево кесарю, разумей под этим только то, что нисколько не вредит благочестию; все противное благочестию не есть уже дань кесарю, но дань и оброк дьяволу. Услышав такой ответ, фарисеи замолчали и дивились Его мудрости. После этого надлежало бы им уверовать и признать себя пораженными. В самом деле, Он представил им очевидное доказательство Своей божественности, открыв их тайные мысли, и кротким образом заставил их молчать. Что же? Поверили ли они? Нет; но оставльше Его, отъидоша (ст. 22).

Беседы на Евангелие от Матфея.

Прп. Максим Исповедник

покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий

Что означает динарий, данный Господу фарисеями?

Динарий есть данный нам по попущению закон телесной необходимости. Когда фарисеи, отображающие бесов, нам его подносят, то следует взять его, подвергнуть разбору и то, что необходимо природе, уделить ей (это и есть отдать кесарю кесарево (Мф. 22:21)), а всяческое устремление души уделить Богу.

Вопросы и затруднения.

Прп. Иустин (Попович)

покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий

См. Толкование на Мф. 22:15

Блж. Иероним Стридонский

покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий

Премудрость всегда действует премудро, так что искусители наилучше опровергаются своими собственными словами. Покажите, говорит, Мне динарий, то есть ту монету (genus nummi), которая считалась в десять монет и имела на себе изображение кесаря.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий

См. толкование на Мф. 22:16

Север Антиохийский

покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий

См. толкование на Мф. 22:17

Евфимий Зигабен

Ст. 19-21 Покажите Ми златицу кинсонную. Они же принесоша Ему пенязь. И глагола им: чий образ сей и написание? (И) глаголаша ему: кесарев. Тогда глагола им: воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови

Покажите Ми златицу кинсонную

У Марка (12:15) говорит: принесите Ми пенязь, да вижу, и у Луки (20:21) подобным же образом. Пенязь, или динарий – это монета. Пожелал посмотреть на монету, чтобы по ней составить Свой удивительный ответ.

Они же принесоша Ему пенязь. И глагола им: чий образ сей и написание; (И) глаголаша Ему: кесарев

Спросил не по незнанию, а чтобы их ответ сделать Своим.

Тогда глагола им: воздадите убо кесарева кесареви

Так как это принадлежит кесарю, то отдайте кесарю то, что ему принадлежит. Поэтому не сказал: давайте, но – отдавайте, как ему принадлежащее. А чтобы не сказали: «Ты подчиняешь нас человеку, а не Богу», – присоединил:

И Божия Богови

Можно и людям воздавать то, что следует, и Богу, что должно; им – дань и т. п., а Ему – почитание и соблюдение заповедей. Кесарем можно назвать дьявола, который есть князь мира сего и которому нужно воздать должное, т.е. страсти и вообще все злое.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий

См. толкование на Мф. 22:18

Троицкие листки

покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий

См. Толкование на Мф. 22:15