Толкования на Мф. 23:2

Свт. Иоанн Златоуст

и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи

См. Толкование на Мф. 23:1

Прп. Исидор Пелусиот

и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи

На сказанное: на Моисеове седалище седоша книжницы.

Всякое слово, оставляемое без дела, мертво и бесполезно, особенно же слово, произносимое теми, которые почтены высоким саном священства. Чем с большим, казалось бы, удобством пользуются они словом, тем более не верят ему обращающие внимание на их жизнь. Посему, должно им показать в себе великое превращение и великую перемену, подвизаясь и пребывая в безмолвии, не заботясь о своем обогащении, если хотят, чтобы кто-нибудь обратил к ним свою мысль. Ибо, если сделают это, не только благоустроятся дела подчиненных, но и сами будут прославлены.

А сказанного с тем, чтобы у подчиненных не оставалось никакого предлога к оправданию, а именно: на Моисеове седалище седоша книжницы и фарисее; вся убо, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите (Мф. 23:3), - да не представляют в собственное свое оправдание и в заграждение уст другим. Ибо мнимое оправдание увеличит обвинение, не только уготовляя неизбежное наказание, но и укоряя в неразумии. Если ученикам и полезно слышать сие, то наставникам не прилично произносить то, что выставляет на позор их нерадение. Ибо сказано: по делом же их не творите, глаголят бо и не творят (Мф. 23:3).

Христос с намерением не дать места никакому предлогу к оправданию, повелел обращать внимание не на жизнь учителей, когда видящим ее представляется повод к укоризне, не на их частные поступки, если они не согласны с небесными сказаниями, но на одно учение, преподаваемое в церквах. Потому упомянул и о седалище Моисея Законодателя, ибо в сем случае они говорят не свое, а заимствованное из Писаний, сами же они не в праве произносить и сие, как показывающее все их лукавство. Напротив того, им следовало бы стараться по возможности отсечь всякий предлог к укоризне.

Если же и живущие хорошо не приносят иным пользы, то сие ни в коей мере не может быть поставлено им в вину. Как живущие худо не участвуют в награждении венцами, уготовленными благоискусным, так и живущие хорошо не будут иметь части в наказаниях с согрешающими. А ты благоустрой касающееся тебя, разумею жизнь и слово. Сего от тебя требую и, если принесешь пользу, порадуюсь с тобою, а если не принесешь, не лишу чести, но даже увенчаю; потому что каждый получит мзду свою по мере труда своего, а не по следствиям труда. Сие содержа в мыслях, наставники и ученики да стремятся к добродетели, не давая места никакой отговорке.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Прп. Иустин (Попович)

Ст. 2-4 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их

На седалище богоизбранного законодавца и судьи - Моисея, сели исказители закона Божия. За их многочисленными, почти всегда формалистическими толкованиями Божиего закона, и еще больше за их мелочными предписаниями, не видно ни Закона Божия, ни законодавца Божия - Моисея. Пока они буквально придерживаются Закона Божиего, т. е. пока они ссылаются на Закон Божий, а не на свои предписания, надо их слушать, но ни за что не надо смотреть на их жизнь: ибо они говорятъ, и не делаютъ (стих 3). Их буквоедские предписания, умноженные их нечеловеколюбием, становятся бременами тяжкими и неудобоносимыми, но они их бесстыдно и немилосердно возлагают на человеческие плечи, хотя сами не желают к ним даже пальцем прикоснуться. Только Бог знает силу духа и совести человеческих, потому и Свой Закон, который дает людям, мерит по этой силе. Не зная ни естества человеческго, ни его силы, фарисеи навязывают людям предписания, несоразмерные их силе духовной.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи

См. Толкование на Мф. 23:1

Блж. Феофилакт Болгарский

и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи

См. Толкование на Мф. 23:1

Ориген

и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи

Итак, давайте рассмотрим, что Господь говорит народу и ученикам: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Я думаю, это означает следующее: заявляющие о себе, что они могут истолковать Моисеев закон и тем кичатся, или заявляющие, что они достигли этого, те сидят на Моисеевом седалище. А те, кто не отступает от буквы закона, называются книжниками. Заявляющие же нечто большее и отделяющие себя, словно лучших, от народа, за то называются фарисеями, что их имя толкуется как «отделенные» и «исключенные» (ибо Фарес переводится как «отделение»).

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ст. 2-3 Глаголя: на Моисеове седалищи седоша книжницы и фарисее. Вся убо, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите: по делом же их не творите: глаголют бо, и не творят

Глаголя: на Моисеове седалищи седоша книжницы и фарисее. Вся убо, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите: по делом же их не творите

Они сделались, говорит, преемниками Моисеева седалища, т.е. учительской кафедры; поэтому все, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите, потому что они не свое говорят, когда учат, но Божие, – то, что было узаконено Моисеем. Когда говорит вся, то разумеет не все законоположения, например, о жертвах, о пище и т. п. (зачем бы он прежде отменял это?), но под словом вся разумеет, конечно, то, что служит к исправлению нравов, к улучшению образа жизни и не противоречит евангельским заповедям. По делом же их не творити, потому что дела их не согласуются с учением и разрушают его. Итак, сказал, что не должно восставать против учителей, если они проводят даже дурную жизнь, но должно повиноваться их учению, не подражая их недостойной жизни. Они достойны веры в своем учении, но в своей жизни не достойны подражания. Можно и иначе сказать. Так как Он намерен был изобличить, наконец, явно худые поступки фарисеев для предостережения народа, то чтобы некоторые не подумали, что Он из желания власти над народом порицает фарисеев, заранее устраняет такое предположение, говоря: вся, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите, если и не ради жизни их, то ради начальнической и учительской кафедры. А чтобы некоторые, слушая учение их, не подражали и их жизни, присоединил: по делом же их не творите. Освободив Себя таким образом от подозрения, начинает обличение.

Глаголют бо, и не творят

Смотри, откуда начинает. Всякий, кто преступает закон, залуживает осуждения, а учитель заслуживает троякого: потому что он преступает, потому что и других обязан исправлять и потому что вредит ученикам.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Анонимный комментарий

и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи

Итак, что Он говорит об этих священниках? На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи - то есть много священников, но в то же время мало священников: много по названию, мало по делам. Так что смотрите, как воссесть на него: кафедра не создает священника, но священник кафедру; не место освящает человека, но человек место. Не всякий священник свят, но каждый святой - священник. Кто хорошо сядет за кафедрой, тот от нее получит почет; кто же сделает это плохо, тот нанесет кафедре вред. Потому плохой священник от священства своего получит осуждение, а не почет.

Лопухин А.П.

и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи

Слово “седалище” или “кафедра” употреблялось иногда как знак господства и авторитета. Речь Спасителя здесь, очевидно, образная. Моисей дал письменный закон. Он был еврейский законодатель. Как самый письменный закон, так и законодатель пользовались тогда непререкаемым авторитетом. Но рядом с Библией книжники и фарисеи выработали еще устный закон, устное предание, которым придавали не меньше значения, чем и закону, данному Богом через Моисея. В этом смысле Спаситель и говорит, что они сели на седалище или кафедру Моисея. Это значит, что они присваивали себе тот авторитет, каким обладал Моисей. Рег cathedram docirnam legis ostendit (под кафедрой разумеет учение закона — Иероним). “Люди, говорившие, что их обязанность заключается в истолковании закона Моисеева, славившиеся этим или даже превосходством над законом, — они сидят на седалище Моисея” (Ориген). Говорили, что это семитический оборот речи; или что “издатель” пишет здесь с своей точки зрения, озираясь назад на период, когда книжники и фарисеи вошли в силу.

Троицкие листки

и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи

См. Толкование на Мф. 23:1