Толкования на Мф. 23:3

Свт. Иоанн Златоуст

итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают

См. Толкование на Мф. 23:1

Прп. Иустин (Попович)

итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают

См. Толкование на Мф. 23:2

Прп. Нил Синайский

итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают

При чтении Писания вдаешься ты в гордость и величаешься, надмеваясь своими умозрениями, вместо плодов услаждаясь тем, что собираешь одни листья и насмехаешься над не имеющими ведения. Но это в состоянии часто делать и лицедеи. Пожелай лучше благоугодными Богу делами убрать и украсить душу свою. Ибо сказано: горе книжникам и фарисеям (Мф. 23), лицемерно присваивающим себе изучение блаженных словес: «глаголют бо» полезное, «и не творят» того (Мф. 23:3). Поэтому прежде сделай, а потом учи.

Письма на разные темы. Диакону Евгению.

Прп. Амвросий Оптинский

итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают

Эти Евангельские слова ясно показывают, что не следует разбирать жития и дела наставников, а только наставления их принимать, если они согласны со словом Божиим, и не противны оному. А за дела свои каждый сам отвечает перед Богом, — и наставник, и повинующийся.

Письма.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Они говорят, и не делают

Как близок этот упрек Спасителя и к нам, новозаветным пастырям духовным! Разлад между словом и делом всегда виден и производит соблазн среди верующих. Красноречивое слово не может закрыть порочной жизни. Мы – православные святители и пастыри – поставлены Господом быть вождями верующих на пути их вечного спасения. Нам дана благодать Пресвятого Духа в Таинстве священства; мы всегда в молитвенном общении с Богом, часто причащаемся Святых Таин Тела и Крови Христовых… По-моему, христиане всегда могут и должны призывать своих духовных отцов. А оказывается, что мы нередко ниже даже самых обычных мирян-верующих… Страшный отчет дадим мы Богу за свою жизнь, на которую обращены взоры многих тысяч людей!

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.


Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте

Вот Господь дает ответ всем хулителям православного духовенства. Вы всюду кричите, что духовенство православное не на высоком положении: оно, мол, жадно, в массе своей погрязло в пьянстве, некультурно внешне… Пусть будет даже так, хотя это неправда. Но скажите, учит вас православное духовенство чему-либо дурному, или сомнительному, или ложному? Нет, оно всегда предлагает вам чистое, светлое, правильное Христово учение, выше и совершеннее коего нигде не найдете: ни в философских учениях, ни других религиях. Свежая, здоровая, чистая вода не сделается негодною, если ее подадут в деревянном ковше, а не в серебряном кувшине.. По вашему суждению, хулители православного духовенства, у нас много недостатков! Избегайте сами этих недостатков. А тому, что мы вам предлагаем, – следуйте. И на душе у вас будет покойно. Притом, разве нет среди православного духовенства добрых пастырей? Кто не знал в недавние годы о приснопамятном батюшке отце Иоанне Кронштадтском, этом ярком пастыре православном, светильнике чистой жизни на весь мир! И в каждом городе был уважаемый батюшка, молитвенник, подвижник. И немало их есть и теперь, хотя много в ссылках и тюрьмах! А в святых обителях сколько смиренных и кротких незримых рабов Божиих было, хотя находились и порочные иноки. Почему же вы не живете так, как жили эти добрые пастыри? Не осуждай, возлюбленный, своего пастыря, если видишь его пороки. О себе заботься, чтобы устоять тебе на правом пути и не упасть и не закоснеть в падении и чрез то лишиться вечной жизни. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14:4).

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Блж. Иероним Стридонский

итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают

См. Толкование на Мф. 23:1

Блж. Феофилакт Болгарский

итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают

См. Толкование на Мф. 23:1

Евфимий Зигабен

итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают

См. Толкование на Мф. 23:2

Анонимный комментарий

итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают

Если они живут хорошо, это им на пользу; если учат хорошо, это на пользу вам . Так что принимайте то, что ваше, и не осуждайте то, что не ваше. <…> Ведь часто вам придется иметь дело с плохим человеком, но правильной верой. Плохая земля может произвести драгоценное золото, и золото не отвергается оттого, что земля плоха. Но как золото забирается, а земля оставляется, так и у подобных людей брать надо учение, а оставлять их нравы.

Что же говорит Он народу? Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте. Это значит, что вы, сидящие в Церкви, не только слушатели, но и судьи священникам. Вы можете слышать и то, что неприемлемо. Вы судите о священниках, сравнивая с собой. И как вы все слышите, но не все делаете из услышанного, так и священники учат все, но не все делают то, чему учат. Ведь все люди различны, хотя природа их одинакова. Люди с самого начала сотворены одинаково, и только затем они разделены по рангам ради вас. По такой причине природа их принадлежит им самим, а их распределение по рангам необходимо на пользу вам.

Лопухин А.П.

итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают

Древние толкователи объясняли этот стих тем, что Христос не хотел и здесь отвергать данный Богом через Моисея закон (ср. Мф. 5:17), и, насколько книжники и фарисеи были его толкователями, настолько их и следовало слушать, по делам же их не поступать. В таком духе рассуждают Ориген, Златоуст, Иероним, Иларий, Феофилакт, Евфимий Зигабен и другие. Ориген, между прочим, применяет изречение Спасителя и к лицам, служащим в христианской церкви, где многие владеют способностью учения и разумного его изложения, но не хотят поступать согласно тому, чему учат: учение их следует слушать, но делам их не подражать. Фарисеи и книжники, по Златоусту, предлагали “не свои заповеди, но Божии, которые Бог открыл в законе через Моисея. И заметь, какое Он оказывает уважение к Моисею, снова доказывая согласие Своего учения с Ветхим Заветом, когда и самих книжников считает заслуживающими уважения из почтения к Моисею”. Но целью этого изречения Спасителя было, по Иоанну Златоусту, не только одно это. “Так как Он хотел обличить фарисеев, то, чтобы не подумали неразумные, что Он Сам ищет власти, принадлежащей им, или что делает это по ненависти, прежде всего Он уничтожает такое подозрение и, сделав это, уже приступает к обличению« По Феофилакту, Спаситель говорит: “слова учителей принимайте, как слова Моисея, а точнее — Самого Бога”. Смысл стиха темен; текст, вероятно, поврежден.

Толковая Библия.

Троицкие листки

итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают

См. Толкование на Мф. 23:1