Толкования на Мф. 23:20

Прп. Иустин (Попович)

Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем

См. Толкование на Мф. 23:16

Блж. Иероним Стридонский

Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем

См. Толкование на Мф. 23:16

Блж. Феофилакт Болгарский

Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем

См. Толкование на Мф. 23:16

Ориген

Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем

Одним из фарисейских преданий было предание о клянущихся, потому что одни клялись храмом, а другие золотом храма (Мф. 23:16), также одни - жертвенником, а другие - даром жертвенника. И они говорили, что повинен тот, кто поклянется золотом храма или даром, который на жертвеннике, а кто поклянется храмом или жертвенником, тот ни в чем не виновен.

Поэтому Спаситель, возражая иудеям против таких преданий и желая отвратить их от человеческих преданий и [обратить] к божественным заповедям, говорит, что они слепые и безумные (Мф. 23:19). Следующие таким преданиям не видят, что все, положенное в храме, освящается не само по себе, но храмом. Так и положенное на жертвеннике считается уже даром Богу оттого, что лежит на жертвеннике. Итак, если причина освящения золота - храм и освящения дара - жертвенник, как ни покажется безумным, что тот, кто клянется освящающим, - не виновен, а кто поклянется освященным, - тот оказывается виновным, словно бы лучше то, что освящается, чем то, что освящает? А поскольку иудеи имели обычай клясться также небом, Господь прибавил к предыдущим словам также и это для порицания тех, кто с большей легкостью клялся небом, чем Богом, потому что подобным образом неразумно поступает клянущийся небом (Мф. 23:22), как и клянущийся храмом (Мф. 23:21) или жертвенником. Ибо клянущийся небом, очевидно, клянется и Сидящим на нем, и он не избегает, (как я полагаю), опасности оттого, что клянется не Самим Богом, но Престолом Божиим (Мф. 23:22). И Господь говорит это иудеям, запрещая людям следовать преданиям фарисеев. А впрочем, выше Он явно вовсе запретил клясться.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ст. 20-21 Иже убо кленется олтарем, кленется им и сущим верху его: и иже кленется церковию, кленется ею и Живущим в ней: и кленыйся небесем кленется Престолом Божиим и Седящим на нем

Говорит это не потому, что позволяет клясться, в пятой главе Он запретил всякую клятву, но потому, что иудеи клялись этим…

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем

Спаситель “говорит это не как дозволяющий клясться. Потому что в пятой главе совершенно (παντελώς) запретил клятву; Он говорит потому, что иудеи клялись этими предметами” (Евфимий Зигабен).

Толковая Библия.

Троицкие листки

Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем

См. Толкование на Мф. 23:13