Толкования на Мф. 23:39

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне

См. Толкование на Мф. 23:37

Свт. Кирилл Александрийский

Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне

См. Толкование на Мф. 23:38

Прп. Исихий Иерусалимский

Недоумение XXV. Почему Лука пишет, что Господь сказал иудеям: «Не увидите Меня отныне, доколе не скажете: благословен Грядущий во имя Господне!» (Мф. 23:39; Лк. 13:35), [хотя] написал, что гораздо более долгое время [ещё] Он общался и иудеями, трапезничал с ними, беседовал и творил чудеса? [И] почему Он приказал фарисеям возвестить Ироду: «Вот, Я изгоняю бесов и исцеления совершаю сегодня и завтра, и в третий день – совершение Моё» (Лк. 13:32), хотя через большее число дней [Он] Крест претерпел?

Разъяснение. Прежде всего, недоумение это такое имеет объяснение: Когда Господь жил и совершал чудеса в Галилее, находящейся под властью Ирода, тамошние фарисеи, с завистью смотря на Его знамения и учение, которые были для них в тягость, и торопясь прогнать [Его] в Иудею, сказали Ему: «выйди отсюда, потому что Ирод хочет Тебя убить (ἀνελεῖν)» (Лк. 13:31). [Им] Господь, зная с каким намерением они сказали это Ему, ответил: «пойдите, скажите этой лисице», то есть Ироду, как коварному [злодею], и прочее. Выражение же «изгоняю бесов и исцеления совершаю сегодня и завтра» – показывает два дня, в которые там пребывая, совершал чудеса, после которых положил начало пути в Иерусалим, очевидно, что в третий день, в который Он [как] сказал, достиг совершения (τελειοῦσθαι), как в этот [день] начинающий таинство всё через Крест в Иерусалиме исполняющего пути. Выражение же «не увидите Меня отныне» к жителям Иерусалима изречено было, о котором Иисус сначала посетовал, сказав: «Иерусалим, Иерусалим, убивающий пророков и побивающий камнями посланных к нему» (Лк. 13:34). А иначе кто с того времени не увидел Господа, покуда не увидели Его сидящим на жеребёнке и воспеваемым от толпы [народа] и от детей? Возможно «отныне» помышлять в отношении всего времени вплоть до Господних страстей, до которых видевшие Господа иудеи [после] больше не увидят Его, пока созерцая [Его] во славе Отца судящим мир, не скажут: «Благословен Грядущий во имя господне».

Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов.

«Собрание недоумений и разъяснений».

Блж. Иероним Стридонский

Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете (dicatis): благословен Грядый во имя Господне

Говорится это Иерусалиму и народу иудейскому; а стишок этот, который провозглашали и дети при входе в Иерусалим Господа Спасителя, когда восклицали: Благословен грядущий во имя Господне, осанна (спасение) в вышних, - [этот стишок] Он взял из Сто семнадцатого псалма, - который очевидно написан в отношении к пришествию Господа. И слова Его должно понимать в таком смысле: «Если вы не принесете покаяния и не исповедуете того, что Я именно Тот, о Котором провозвестили пророки, Сын всемогущего Отца, то вы не увидите лица Моего». У иудеев есть время, данное им для покаяния; пусть они исповедуют, что благословен Тот, который пришел во имя Господне, и они увидят лицо Христа.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне

См. толкование на Мф. 23:37

Евфимий Зигабен

Глаголю бо вам: (яко) не имате Мене видети отселе дондеже речете: благословен Грядый во имя Господне

Когда это они скажут? Добровольно – никогда не скажут, а невольно – во время Второго Его Пришествия, когда придет с силой и славой великой, когда им не будет уже пользы, от такого признания. Не имате Мене видете отселе – это слова любящего, даже сильно любящего, но отвергнутого и потому сильно скорбящего. Говоря отселе, обозначил не только то время, но все время до страданий, после чего они уже не видели Его. Хотя Он и являлся некоторым после Воскресения, но только не неверующим иудеям. Благословен Грядый во имя Господне – это изречение Давида, и изъяснено в двадцать первой главе.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне

(Лк. 13:35). Спаситель не хочет сказать, что жители Иерусалима не увидят Его лично. Но они не увидят Его таким, каким Он являлся среди них — Великим Учителем, Обличителем, Целителем болезней. Из дальнейшей истории видно, что это было действительно так. Рассказ об исцелении слуги первосвященника (Лк. 22:51) сказанному не противоречит. Речь о пребывании Христа в Иерусалиме, встреченного криками: благословен Грядущий во имя Господне! (Мф. 21:9) здесь вполне естественно и уместно как бы закругляется. Но события, при которых люди должны воскликнуть: благословен грядый во имя Господне, будут теперь новы и совершенно несходны с прежними.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне

См. Толкование на Мф. 23:23