Толкования на Мф. 25:2

Свт. Иоанн Златоуст

Из них пять было мудрых и пять неразумных

См. Толкование на Мф. 25:1

Свт. Иларий Пиктавийский

Из них пять было мудрых и пять неразумных

Мудрые девы - те, которые, не теряя времени, были готовы к приходу Господа. Неразумные девы были ленивы и невнимательны. Они заботились только о текущих делах, не помня, что Бог говорил, и не уповали на надежду Воскресения.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

См. также Толкование на Мф. 25:1

Свт. Феофан Затворник

Из них пять было мудрых и пять неразумных

См. Толкование на Мф. 25:1

Прп. Исидор Пелусиот

Из них пять было мудрых и пять неразумных

См. Толкование на Мф. 25:1

Прп. Амвросий Оптинский

Из них пять было мудрых и пять неразумных

То есть девы неразумные, которые соблюдали только наружное девство, а внутренно осквернялись нечистыми помышлениями, также побеждены были и другими страстями — сребролюбием и тщеславием, завистью и ненавистью, гневом и памятозлобием, и вообще невоздержанием, как объясняют преподобные Симеон Новый Богослов и Марк Подвижник. Поэтому Господь и упрекает таковых в Евангелии: Аминь глаголю вам, яко мытари и любодейцы, кающиеся, варяют вы в Царствии Божии (Мф. 21:31); мнящиеся же быти сынове… царствия изгнани будут во тму кромешнюю (Мф. 8: 12).

Письма.

Прп. Иустин (Попович)

Ст. 2-4 Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих

Душа в человеке сходит с ума, когда человек ее не питает божественной пищей: евангельскими добродетелями и самим «хлебомъ жизни», «хлебомъ Божiимъ», «который сходитъ съ небесъ и даетъ жизнь мiру» = Христом Богочеловеком (Ин 6:33. 35. 51). Питая свою богообразную душу всем другим, только не Богом, не Богочеловеком, человек и делает так, что душа его сходит с ума от голода по Христу. И из этого маленького мира уходит в небесный мир Без Христа, без Небесного царя. Это выражают многозначительные слова Спасителя: юродивые же, взявъ светильники свои не взяли съ собой елея (стих 3). Т. е. души их уходят из этого в иной мир без Господа Христа и Его света. А это их сумасшествие, и ужас, и вторая смерть. Если же душа богообразная и богоустремленная в этом мире питает себя Христом Богом; если она в этом мире живет Им, мыслит Им, чувствует Им, желает Им, действует Им, она становится мудрой, обогомудривается: знает и путь и цель пути в этом мире. Она постоянно в светильник свой доливает елея, и светильник горит и светит, и освещает путь из этого в тот мир через тьму греха, зла и смерти. Она непрестанно добавляет добродетель к добродетели: любовь к вере, веру к надежде, надежду к молитве, молитву к посту, пост к смирению, смирение к кротости… Она все больше и больше разгорается, все сильнее горит и сильнее светит. Она знает: богоустремленный светильник существа человеческого горит и светит, когда в него постоянно доливается елей евангельских, божественных добродетелей и святых таин, в частности святого Причастия. Тогда - сам Бог горит и светит в душе, ибо Он есть огнь попаляющий и свет милующий. Это означают многозначительные слова Спасителя: Мудрые же вместе со светильниками своими взяли елей в сосудахъ своих (стих 4). Блаженный Феофилакт благовествует: души наши - это светильники, и ум - это светильник души; душа светит и горит, когда имеет елей добродетелей.

Толкование на Евангелие от Матфея.


Добродетели мертвы, если они не питаются от Святых Таинств, особенно от Святых Таинств Покаяния и Причащения. Они — девы неразумные, не вливающие небесного, благодатного, Божественного елея в богоподобный светильник своей души. — Покаяние судьбоносно во всем; оно очищает каждую добродетель от греха: от суеты, от высокомерия, от самодовольства, — каковыми проникнуты благодеяния философские, «культурные», политические. — Святые же Таинства с избытком источают из себя святые добродетели. А святые добродетели поощряют к Святым Таинствам, насыщаются ими. И наоборот.

Подвижнические и богословские главы.

Блж. Августин

Из них пять было мудрых и пять неразумных

Давайте поймем, возлюбленные, что притча эта ко всем нам, то есть всей Церкви, относится, а не только к духовенству, о котором говорили вчера, и не только к мирянам, но ко всем нам. А почему дев по пять? Эти пять и еще пять дев - это все души христиан. Но мы должны сказать, как чувствуем это по вдохновению Божьему, что это не любые души, но такие, которые имеют веру кафолическую и обнаруживают дела добрые в Церкви Божией. И даже о таких сказано: пять было мудрых и пять неразумных.


Всякая душа, оживляющая тело, отмечена числом пять, так как она пользуется пятью чувствами. Ведь нет ничего, что бы мы воспринимали телом помимо таких пятистворчатых ворот, будь то зрение или слух, обоняние или вкус, или осязание. Девами, по причине беспорочности, названы здесь все, кто воздерживается от непристойного всеми чувствами - зрением, слухом, обонянием, вкусом, прикосновением.

Проповеди.

Блж. Иероним Стридонский

Из них пять было мудрых и пять неразумных

См. Толкование на Мф. 25:1

Блж. Феофилакт Болгарский

Из них пять было мудрых и пять неразумных

См. Толкование на Мф. 25:1

Евфимий Зигабен

Ст. 2-4 Пять же бе от них мудры и пять юродивы. Юродивыя же, приемшя светилники своя, не взяша с собою елея: мудрыя же прияша елей в сосудех со светилники своими

Елеем называет добродетель милосердия. Справедливо тех назвал неразумными, потому что они, победив сильную и пылкую телесную страсть и перенеся больше труда, были побеждены скупостью, между тем как та борьба – жестокая и насильственная. Других же назвал мудрыми, потому что они не подверглись тому, чему подверглись неразумные. Григорий Богослов в некоторых из вышеприведенных слов находил повод побуждать к крещению; но то и другое объяснение – хорошо.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Из них пять было мудрых и пять неразумных

См. Толкование на Мф. 25:1

Троицкие листки

Из них пять было мудрых и пять неразумных

См. Толкование на Мф. 25:1