Толкования на Мф. 25:12

Свт. Иоанн Златоуст

Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас

См. Толкование на Мф. 25:1

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 12-13 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий

С девами Господь сравнивает предводителей народов. Священнодействующий должен быть непорочен душой и телом, как и Павел говорит: чтобы быть святою и телом и духом (1 Кор. 7:34). Поскольку в Писании есть обыкновение разделять всю жизнь на пять [частей], каждому времени Он уделяет и благочестивые и неразумные души, потому что каждое время имеет мудрых и наивных, праведных и неправедных. А тем, что все вышли со светильниками, Он показывает, что все души были просвещены Богом естественными и врожденными законами, и даже писаными через Моисея законами. И все вышли навстречу жениху - это означает, что все намеревались угодить Богу и духовно сочетаться с Женихом, сеющим в сердцах верующих всякий вид добродетели, почему Он и зовется Женихом. Однако некоторые по наглости, несмотря на то, что имели от Бога просвещение, не удержались в кроткой жизни.

А со сном Он сравнивает и называет дремотой смерть плоти, непременно настигающую и мудрых, и неразумных, которых восстанавливает ангельская труба во время Христова пришествия. Ибо все восстанут, когда смерть упразднится, - и добрые, и злые, и все будут привлечены к ответу перед Судией, что означает привести в порядок светильники каждого, помышляющего о собственной жизни. Когда ничто дурное не нападает, душа начинает мрачнеть, словно бы угасать и приходить в помешательство, так что люди думают, что будут помилованы по добродетели других. Поэтому они отвергаются, когда те говорят: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас (Мф. 25:9). Ибо добродетели каждого едва достанет для спасения души из-за того, что много согрешают даже весьма кроткие.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас

См. Толкование на Мф. 25:1

Свт. Григорий Палама

Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас

Ибо, как видится, они не имеют в себе образа Небесного Отца: они не были милостивы, как общий Отец; они не сделали общие блага общими и для нуждающихся, как Он всех делает участниками дарования Своих благ; они не были благожелательны к ближним; они чрез оказание благодеяния, не приблизили к себе тех, которые находились далеко от них. И, вот, по причине сего отсутствия подобия Ему, Благой и не знает и не вводит таковых в Свой Дом. Если же так поступает Он, то и жительствовавшие здесь по Его примеру, а там – имеющие совоцариться с Ним, то же самое, вероятно, скажут, из числа близких по крови, родственникам их, но не близким и не родным им по добродетели; так если кто скажет: «Я – твое дитя», или «я был твой отец», «я был твой брат», – то, увы, воистину, он услышит: «Брат не избавляет» (Пс.48:8); иной же услышит: «Никто не – отец, кроме – Единого Бога»; а другой услышит: «Если бы ты был мое чадо, то подражал бы мне; ныне же ты сын того отца, которого волю ты творил; иди к нему, чтобы быть с ним навеки, ибо я не знаю тебя: потому что все то, что – Божие, то – мое, а ты – не Божий; да и само понятие «мое» и «твое» не имеет здесь никакого места, и ради сей будущей жизни мы возненавидели это понятие собственничества и посему стали наследниками этого Царства». Где на лицо это холодное слово («мое»), там, как говорят божественные Отцы, нет союза любви и Христос изгнан; те, которыми овладела эта страсть (собственничества), тем тогда становятся свойственны себялюбие, сребролюбие, братоненавидение и всякий вид зла, который и ныне позорит их.

Омилия 13. В пятую Неделю поста.

Свт. Феофан Затворник

Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас

См. Толкование на Мф. 25:1

Прп. Антоний Великий

Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас

Дети мои, люди, живущие в страстях своих, подобны пяти глупым девам, потому что время жизни своей проводят в глупости, не обуздывают языка своего, не удаляют от взоров своих и от тела своего нечистых желаний, не очищают сердца своего от пороков, которые оскверняют их, довольствуются только видимой одеждой, показывающей девство их, но не пекутся о приобретении небесной благодати, чтобы оплакивать себя и возжечь свои светильники. Посему Жених не отворит им дверей, но скажет им то же, что сказал глупым девам: аминь глаголю вам, не вем вас, и то же, что скажет осужденным на последнем Суде: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, идеже плач и скрежет зубом (Мф. 25:41).

Письма к монахам.

Прп. Исидор Пелусиот

Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас

См. Толкование на Мф. 25:1

Прп. Иустин (Попович)

Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас

См. Толкование на Мф. 25:10

Блж. Иероним Стридонский

Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас

Знает Господь тех, которые принадлежат Ему, а кто не знает [Его], тот не будет познан (2 Тим. 2:19); не знает Господь делателей неправды; и хотя они девственны, и хотя в двояком отношении, т. е. и по чистоте тела и исповедованию истинной веры они могут быть прославлены (1 Кор. 14:38), однако так как они не имеют елея познания, то достаточным наказанием для них является то, что они неведомы Жениху.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас

См. Толкование на Мф. 25:6

Евфимий Зигабен

Он же отвещав рече им: аминь глаголю вам, не вем вас

«Я не узнаю, – говорит, – вас, так как светильники ваши потухли». Под знанием разумей здесь признание своими. Ни одного немилосердого не признает Своим милосердый Христос. Увы! после стольких трудов, после такой борьбы, после стольких знаков победы над неразумной природой они отвергнуты за немилосердие. Если же кто-либо, будучи немилосердным, не имеет также и девства, то какого осуждения он ни будет достоин? Нет нужды до подробности исследовать в этой притче, почему именно десять дев, какие их сосуды, что это за брачная дверь и т. п., как часто уже говорилось и в отношении к другим притчам. В этой же главе (46 ст.) написано, что сначала грешники пойдут в муку вечную, а потом праведники – в жизнь вечную, а в настоящем месте, по-видимому, наоборот: сначала вошли мудрые девы, а после уже были отвергнуты неразумные. Но ты не предполагай здесь противоречия: то место подробно говорит о порядке, а это имеет в виду другую цель, именно: показать только, что не спасет и девство, если не будет соединено с милосердием, – что добродетель одного не поможет тогда другому, – что стремление к добродетели в это время уже будет напрасно, что сами осужденные, хотя бы и сильно умоляли, не преклонят на милость Судью. Все же остальное присоединено сюда только для того, чтобы убедительнее была притча. Не сказал даже того, что неразумные были отосланы для наказания, потому что здесь не рассуждает об это подробно.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Троицкие листки

Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас

См. Толкование на Мф. 25:1